6 дней
О сайте4 4 | М60 49565 009 1991, дата записи: 1947, 1948 гг. |
ВСЕГДА С ТОБОЙ Джаз-оркестр под управлением Михаила Гинзбурга Сторона 1 Фантазия (Ю. Лаврентьев) — 8.57 (1947) Я жду тебя (Ю. Слонов — Ю. Прицкер, В. Кононенко) — 2.54 (1947) Белая сирень (В. Кручинин) — 3.59 (1947) Порыв (В. Кручинин) — 3.20 (1947) Всегда с тобой (В. Кручинин) — 3.20 (1947) Там в Аргентине (В. Кручинин) — 2.20 (1947) Сторона 2 Золотой круг (Т. Ходорковский) — 3.10 (1948) Вечерняя мелодия (Т. Ходорковский) — 2.32 (1948) Джанкой (Т. Ходорковский) — 2.44 (1948) Всегда вдвоем (Ю. Слонов — В. Винников) — 4.20 (1947) Журчат ручьи (И. Дунаевский) — 3.28 (1948) В разлуке (И. Морозов) — 3.00 (1947) Прогулка. Испания (Н. Минх) — 3.42 (1947) Реставратор Е. Дойникова. Редактор Г. Скороходов. Художник Б. Дударев Из серии "Антология советского джаза", вып. 23 АОЛЗ, 1991 Зак. 817. Тираж 6000 |
«Джаз-оркестр под управлением Михаила Гинзбурга? А разве был такой?» «Гинзбург? Это тот, что играл на обычных пластинках «Золотой круг» и еще одно танго — они печатались в 50-х годах? Но неужели ради двух вещей стоит делать пластинку?!» Судя по высказываниям, что пришлось услышать, о джаз-оркестре, которому посвящен настоящий выпуск «Антологии», известно мало даже любителям джаза. Причины такого незнания легко объяснимы. Оркестр в то время, когда во главе его встал Михаил Гинзбург, пользовался огромной популярностью — это джаз Всесоюзного радиокомитета, не сходивший с пластинок и часто звучавший в эфире. Долгие годы дирижером и художественным руководителем джаза был Александр Цфасман, которого 15 июня 1946 года руководство радио отстранило от работы, полагая, что «освобождение Цфасмана приведет к оздоровлению оркестра, а также к тому, что мы, наконец, освободим оркестр от увлечения западным джазом, без которого Цфасман немыслим». Вместо одного музыканта, ответственного за все джазовое хозяйство, назначили сразу двух: дирижером — Михаила Гинзбурга, художественным руководителем — Виктора Кнушевицкого. Последнему вменили новые обязанности «по совместительству» — Кнушевицкий занимался главным образом своим симфоджазом, официальными документами именуемым оркестром легкой музыки, и на бывший цфасмановский коллектив мало обращал внимания. Михаил Гинзбург родился в музыкальной семье, в Минске. Там же занимался в музыкальном училище, а двадцати лет, в 1922 году, поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил через семь лет, получив диплом «художника-пианиста». Еще в годы учебы в консерватории работал в небольших джазах Ленинграда, которые выступали перед началом сеансов в фойе кинотеатров. Позже, в начале 30-х годов пианист с консерваторским дипломом играл в джазах ленинградской эстрады, выступая с ними в концертах и в ресторанах, а в 1937 году М. Гинзбурга приняли в Государственный симфонический оркестр СССР. В этом солидном коллективе М. Гинзбург проработал более четырех лет, но сердце тянуло его по-прежнему на эстраду, к джазовой музыке, с которой были связаны все юные годы. И при появлении первой же возможности он покидает «фирменный» оркестр, а в апреле 1941 года поступает в джаз радио, идет работать к своему кумиру — Александру Цфасману. В цфасмановском ансамбле он прожил долгие годы. Вместе с ним эвакуировался 26 октября 1941 года в Куйбышев, где давались концерты в фонд обороны, вместе с ним поехал в первых числах апреля 1942 года в длительную поездку на фронт. А затем снова играл в радиостудиях в Москве, записывался на пластинки, встретил Победу, выступая в Колонном зале, и получил этот неожиданный приказ, назначавший его в июне 1946 года дирижером родного ансамбля. Утешало то, что по этому приказу он оставался пианистом оркестра, а дирижером становился «врио» — «временно исполняющим обязанности», значит, все разрешится и Цфасман вернется в свой коллектив. Но этого не произошло. Руководство музыкального вещания, забыв о «врио», поставило перед новым дирижером «долговременную задачу»: перейти на исполнение произведений только советских композиторов. «Никакого Запада, никакого низкопоклонства!» — прокламировало оно. И хотя в концертных залах джаз еще исполнял некоторые пьесы из своего репертуара, играл с огромным успехом переложенный для скрипичного квартета и оркестра знаменитый «Сент-Луис блюз» У. Хенди, в студиях радио на весь этот репертуар был наложен строжайший запрет. Борясь за существование джаза, М. Гинзбург, не жалея сил и времени, репетировал новую программу, но каждое появление оркестра в эфире вызывало судороги у руководства: началась борьба с «западными» танцами, само слово «фокстрот» уже казалось взрывоопасным, а в 1948 году, когда поставили под сомнение право на существование советской джазовой музыки и джазового исполнительского искусства, появился новый приказ. «Ликвидировать с 26 июля с. г. джаз-оркестр ВРК под управлением Гинзбурга М. 3.», — говорилось в нем. С частью музыкантов, главным образом духовиками, радио распрощалось вовсе, остальных «рассовали» по другим ансамблям. Так джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, просуществовав без Цфасмана всего два года, закончил свое существование. В программу «Антологии» включены произведения, в течение этих двух лет записанные главным образом на магнитную пленку. Большинство коробок с ними украшено старыми, но грозными штампами — «Изъято», «В эфир не давать», «Ограниченное использование», «Брак». К счастью, они не помешали сохраниться пленке до наших дней. «Фантазия», написанная композитором Ю. Лаврентьевым, ставшим в июне 1941 года руководителем Госджаза, исполнялась джаз-оркестром Цфасмана еще в предвоенное время. В нее вошли мелодии песен, получивших популярность в конце 30-х годов: «Тачанка» К. Листова, «Винтовка» и «Песня Харитоши» Дм. и Дан. Покрасс, «Чайка» Ю. Милютина, «Куплеты водовоза», «Над Волгой широкой» и «Молодежная» И. Дунаевского, «Песня Дженни» Н. Богословского и другие. Записана эта джазовая фантазия 10 июля 1947 года. Солисты — А. Ривчун, М. Гинзбург, В. Быков, Т. Кохонен. Две песни Ю. Слонова в исполнении Ружены Сикоры, много лет проработавшей с джазом Всесоюзного радио¬комитета, записаны для пластинок 9 октября 1947 года. В программе представлена одна из них — танго «Я жду тебя». В том же году джаз-оркестр под управлением Михаила Гинзбурга сыграл новую танцевальную сюиту Валентина Кручинина: вальс-бостон «Белая сирень», пасодобль «Порыв», блюз «Всегда с тобой» и румбу «Там в Аргентине». Две пьесы из этой сюиты попали на пластинки лишь 18 мая 1954 года, когда на граммофонных дисках вновь появились современные ритмы. Теодор Ходорковский работал в джазе А. Цфасмана с 1943-го по 1946 год. За это время он сделал более 120 аранжировок песен и танцев. 1 февраля 1948 года М. Гинзбург с оркестром записал на пленку три танца Т. Ходорковского — пасодобль «Золотой круг», блюз «Вечерняя мелодия» и румбу «Джанкой» Два первых попали на пластинки лишь в 1954 году, когда джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета уже давно не существовал. Солист радио Михаил Михайлов начал сотрудничать с джазом Цфасмана еще в довоенные годы. В 1947 — 1948 годах он спел с этим оркестром около десятка песен. Одна из них — вальс Ю. Слонова «Всегда вдвоем» (запись 17 апреля 1947 года) — вошла в настоящий выпуск. Фокстрот И. Дунаевского «Журчат ручьи» из кинофильма «Весна» джаз-оркестр М. Гинзбурга сыграл в 1947 году, незадолго до своей ликвидации. В это время, по сведениям справочника «Театральная Москва», в коллективе работали В. В. Быков, В. П. Зотов, Е. И. Куличков, М. Ш. Савыкин (трубы), А. Н. Безродный, Т. Р. Кохонен, М. Н. Фурсиков (тромбоны), Э. Д. Гейгнер, Н. Н. Крылов (тенор-саксофоны), М. Г. Кримян, А. Б. Ривчун, В. А. Ковбас (альт-саксофоны), А. Н. Битус (баритон-саксофон), Э. Г. Лейванд, А. Н. Зарапин, Б. М. Рачевский (скрипки), М. 3. Гинзбург (рояль), А. С. Шульман (аккордеон), В. И. Карачинский (виолончель), Б. Ш. Фельдман (банджо, гитара), А. В. Розенвассер (контрабас), Л. Д. Олах (ударные). Композитор Николай Минх передал музыкантам Всесоюзного радиокомитета свою «Сюиту для джаза». Это четырех частное произведение было записано в апреле 1947 года, две части из которого — инструментальная пьеса «Прогулка» и румба «Испания» — завершают очередной выпуск «Антологии». ГЛЕБ СКОРОХОДОВ |