5 дней
О сайте3 | М30 49131-4 (2 пластинки) 1990, дата записи: 1986 |
Первая пластинка: 1. Этим дворам, колядка; 2. Ай-да, люли; колыбельная; 3. Плач невесты; 5. Свадебный танец; 6. Похоронный плач по матери; 7. Вереница овец, сгон стада; 8. Когда чабан потерял овец, 9. Дойна и Хора, легенды; 10, 11. Миорица, баллада (фрагменты); 12. Песня Шандру-лясы, баллада; 13. Почка, почечка, 14. Дойна, 15. На рукоятках плуга, гайдуцкие. Штефан Баралюк (1), Мария Илиуц (2), Антонина Дариенко (3), Филип Тодерашку - скрипка (4), Любомир Йорга - свирель (5), Харитина Кристал (6), Георгий Буркэ - свирель (7, 14), Прокопий Богос - береста (8), Клементий Згардан - кавал (9), Елена Анастасиу (10, 12), Константин Мирозниченко (11, 15), Анастасия Бричук (13) Вторая пластинка: 1. Когда у матери я девушкой была, песня о женской доле; 2. С вечера я думу думала, песня о тяжелой жизни; 3. В лесу росы много, любовная; 4. Лист зеленый, лист ореха, рекрутская; 5. Зелена густая трава, солдатская; 6. Кто слышит мое сердце, песня о чужбине; 7. Женушка больна моя, сатирическая; 8. Старость тяжка моя, романс; 9. Легенда о Дофтане, революционная; 10. 22 июня, 11. У Резины по мосту, 12. Пониже Косауц, песни периода Великой Отечественной войны; 13. Красивы девушки Молдовы, современная песня; 14. У Марии под крылечком, песенная мелодия; 15. Маловатская сырба, 16. Моканкуца., 17. Бэтута, танцы; 18. У милой под крылечком, песенная мелодия; 19. Сырба, танец; 20. Часы, инструментальная пьеса. Харитина Кристал (1), Иван Коргенча (2, 7), Варвара Паскал (3, 13), Антонина Дариенко (4), Прокопий Богос - пение (5), губная гармоника (19), Ефим Танас (6), Тамара Петраке (8), Харитина Андриевская (9, 10), Лариса Танас (11), этнографический ансамбль (12), Любомир Йорга - рыбья чешуя (14), Николай Букор - варган (35), Георгий Буркэ - свирель (16), Георгий Данилеску - флейта Пана (17), Павел Цуркан - кобза (18), Филип Тодерашку - скрипка (20) Из серии «Музыкальное творчество народов СССР» (Антология)» Цифровое издание MEL CO 1051 |
АОЛЗ, ГОСТ 88 сторона 1 год выпуска 1990 |
Истоки молдавской народной музыки восходят к музыкальным культурам северофракийских племен готов и даков, населявших Карпато-Дунайский регион c Х века до н. э. Кроме того в ней сохранились черты восточной, греческой, римской и славянской музыкальных культур, на основе которых родился молдавский музыкальный фольклор с характерными для него национальными чертами. Эти черты свойственны музыкальному и поэтическому языку народных произведений. Большинству песен и инструментальных мелодий свойственен монодический склад, а в ладовой структуре обнаруживаются так называемые неполные виды звукорядов, натуральные лады, встречается и ладовая «плюральность», как, например, мажоро-минорная переменность и хроматические лады. Народные мелодии богато орнаментированы форшлагами и мелизмами. Ранний пласт молдавского песенного фольклора составляют трудовые песни, песни земледельческого годового круга: весенние, летние, сенокосные, жатвенные и зимние. К последним относятся колядки (1), «плужок», «коза», «медведь» и др. Семейная обрядовость (рождение, свадьба и похороны человека) сопровождается исполнением многочисленных песенных и инструментальных произведений. Это и поздравительные ритмизованные формулы, и песни-плачи невесты (3, 4), и наигрыши для слушания, и танцевальные мелодии-невесты, с приданым и др. (5). Похоронные причитания — это своеобразная мелодическая декламация, прерываемая рыданием, всхлипыванием и вздохами (6). Особое место в молдавском фольклоре занимает колыбельная песня, которая относится к раннему виду песенной лирики (2). В пастушеской среде зародилась дойна — один из самых самобытных национальных жанров молдавского фольклора. Мелодии типа дойны — торелли — были известны еще фракийским племенам. Дойна чаще всего исполняется на свирели — непременном музыкальном инструменте чабана. Мелодика ее импровизационна, изобилует богатством пассажей, мелизматикой. Дойна в соединении с танцевальной мелодией образует музыкальную легенду (двухчастный цикл), в которой повествуется о том, как чабан потерял, а затем нашел свою отару (8, 9). Молдавский народный музыкальной эпос зародился еще до образования молдавского феодального государства (1359 г.). Он включает архаическую эпику, за которой следует войницкий эпос XIV–XVIII вв. (13–15). В эпосе отражена борьба народа с силами природы, с социальной несправедливостью, с иноземными захватчиками. В гайдуцких песнях воспето движение народных мстителей, направленное против турецких и местных угнетателей, прославляются отважные гайдуки Корбя, Бужор, Кодряну, Тобулток. К формам «малого» эпоса относятся баллады, среди которых «Миорица», известная во многих вариантах (10, 11). Драматический сюжет ее связан с подготовкой убийства молдавского чабана другими чабанами — соседями, врынчанином и унгурянином, — с целью захвата его стада. Действие баллады изложено в виде диалога между молдавским чабаном и мудрой овечкой Миорицей. Богатейший пласт молдавского песнетворчества — лирическая песня, охватывающая обширный круг тем и образов. В лирических песнях можно различить две группы произведений: песни социального содержания — батрацкие, о тяжелой жизни, о женской доле, о чужбине (16, 17, 21) — и любовные (18). Первые в народе называют жалобными песнями. Они создавались в те трудные времена, когда Молдавия находилась под игом иноземцев и гнетом местных бояр. Любовные песни чаще всего отражают глубокие чувства героев, их душевные переживания, горечь разлуки. Душевное состояние лирических героев часто находит поэтический параллелизм в окружающей природе. Многие песни начинаются словами «лист зеленый». Когда поется, например: «Лист зеленый полыни» или «Лист зеленый ореха», значит, в песне отражена горечь жизни, страдание, а если в ней поется: «Лист зеленый пиона» или «Лист зеленый гвоздики», значит, песня о любви. Следует заметить, что многие лирические песни имеют трехстрочную мелодическую строфу, восьмислоговое хореическое строение стиха и мажороминорную ладовую структуру. Широко распространены в народе шуточные и сатирические песни, в которых высмеиваются лодыри, пьяницы, жадные, скупые люди (22). Для таких песен характерна подвижность, квадратность строения, синкопированная ритмика. К лирическим песням относятся рекрутские и солдатские песни, возникшие во второй половине XIX в., одновременно с введением в Бессарабии рекрутских поборов (19, 20). В них отразилась тоска молодого человека по родному дому, по матери, молодой жене, по любимой, а также некоторые исторические события, связанные с русско-турецкой и первой империалистической войной. Инструментальная музыка выражает оптимизм и жизненную силу народа. Она представлена многочисленными хороводными круговыми танцами (хора, сырба, молдовеняска); линейными мужскими танцами (бэтута, брыул); плавными девичьими хороводами типа «Оляндра», а также многочисленными парными танцами (30–32, 34). Среди инструментальных пьес есть также песенные наигрыши (29, 33). Богат и разнообразен молдавский народный инструментарий. К народным музыкальным инструментам относятся ударные (варган, бубен), аэрофоны (тилинка, свирель, кавал, флейта Пана, волынка, бучум), хордофоны (лаута, кобза, цимбалы, скрипка). Есть и группа так называемых псевдоинструментов — это лист дерева, рыбья чешуя и др. В XIX веке появляются новые жанры народного песенного творчества: городской романс и революционная песня. Создателями молдавского романса были лэутары — народные профессиональные музыканты. В романсах выражались любовные переживания молодых людей, размышления о человеческих судьбах (23) и т. п. Революционная песня создавалась на всем протяжении XIX в. и начале XX в. под воздействием освободительного движения в России. Еще в 20-е годы прошлого столетия в Кишиневе действовало Южное общество декабристов, в 60-е годы проходит деятельность разночинцев, а с конца столетия пролетарии Кишинева и других городов поют также песни, как «Варшавянка», «Рабочая Марсельеза», «Смело, товарищи, в ногу». Создавались и местные революционные песни: «Мы крестьяне», «Первое мая», «Объединяйтесь, братья». В период оккупации территории Бессарабии королевской Румынией (1918–1940) родились новые революционные песни: «Дофтана» (название тюрьмы в Румынии), «Легенда о Дофтане» (24), «Татарбунар», «Марш голодных». Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новые пути для развития народного музыкального творчества в 20-х и 30-х годах. Музыкальный фольклор периода Великой Отечественной войны — это эпопея трагических лет. В ней отражены начало войны, злодеяния врага на временно оккупированной территории, партизанское движение, братство по оружию народов СССР, героические подвиги Советской Армии (25–27). Ныне в народных песнях воспеваются радость новой жизни (28), патриотизм советских людей, новое отношение к труду. Народная песня сегодня находится на новом подъеме. Она обогатилась новыми темами, новыми музыкальными образами. Возникли песни о героях труда, о дружбе народов, о мире. Современный молдавский музыкальный фольклор находится в постоянном движении и обновлении. Глеб Чайковский-Мерешану |