2 дня
О сайте4 3 | М60 48361 004 1988 |
Сторона 1 Сказки Венского леса (И. Штраус, обработка Э. Рознера) — 3.55 (ТФ— 1940 г.) Песня о моей Варшаве (музыка и слова А. Гарриса) — 3.01 (12045 — 1944 г.) Забытый переулок (музыка и слова А. Гарриса) — 3.09 (12046— 1944 г.) Большой вальс (И. Штраус, обработка Э. Рознера и Ю. Бельзацкого) — 5.54 (12203/4— 1944 г.) Караван (X. Тизол) — 3.00 (12205— 1944 г.) Мандолина, гитара и бас (А. Гаррис — Ю. Цейтлин) — 3.01 (12206—1944 г.) Сторона 2 Ковбойская (А. Гаррис — Ю. Цейтлин) — 2.30 (12207— 1944 г.) Тирольская (музыка народная — Ю. Благов) — 3.03 (12208— 1944 г.) Зачем (Э. Рознер — Ю. Цейтлин) — 3.10 (12210— 1944 г.) На полянке (А. Гаррис — Ю. Цейтлин) — 3.10 (12211 — 1944 г.) Песня встречи (А. Гаррис — В. Винников) — 3.16 (12214— 1944 г.) От двух до пяти, фантазия на темы детских песен (обработка Э. Рознера и Т. Кулиева — Ю. Цейтлин) — 6.00 (13139/40— 1945 г.) — Павел Гофман, Луи Маркович, Александр Фаррель, Эдди Рознер (труба) Реставратор Е. Дойникова. Редактор Г. Скороходов. Художник Б. Дударев Записи 1940, 1944 и 1945 гг. Из серии «Антология советского джаза» |
В конце 1939 года в Белостоке создается Государственный джаз Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера (1910 — 1976). К тому моменту имя руководителя нового ансамбля, трубача и дирижера, композитора и аранжировщика, было широко известно в музыкальном мире. Когда в 1934 году во время итальянских гастролей Луи Армстронга организаторы турне решили провести «состязание двух труб» — американской и европейской, победитель (им оказался «Сэчмо») подарил побежденному, двадцатичетырехлетнему Эдди Рознеру свою фотографию с надписью: «Белому Луи Армстронгу». С тех пор Рознера нередко называли «второй трубой мира». Музыкальная одаренность Рознера проявилась в детстве. Его первым увлечением была скрипка, и юный музыкант в коротеньких штанишках играл на удивление публики сложнейшие скрипичные концерты. По классу скрипки вундеркинда приняли в Берлинскую консерваторию. Но его второе увлечение, на этот раз на всю жизнь,— джаз — заставило забыть и консерваторию, и скрипку. В качестве трубача он играет в оркестре Марека Вебера, поразив популярного маэстро умением играть брейки: рознеровские импровизационные вставки в два-четыре такта между музыкальными фразами вызывали восторг слушателей. Вполне понятно, что Стефан Вайнтрауб, руководитель лучшего в Германии и одного из лучших в Европе джазов «Синкопаторс», охотно принял в свой коллектив трубача, успешно делавшего первые шаги на эстраде. С «Синкопаторс» Рознер исколесил всю страну, с ним же впервые записался на пластинки. Однако радужные планы на дальнейшее сотрудничество пришлось перечеркнуть: приход фашистов к власти в 1933 году заставил Эдди Рознера покинуть Германию. После скитаний по городам и весям Рознер организовал в Варшаве в 1936 году свой оркестр, довольно быстро завоевавший популярность: его выступления прошли с большим успехом не только в Польше, но и во Франции, Голландии, Норвегии. В Париже, например, концерты рознеровского джаза шли на протяжении трех месяцев в одном из лучших мюзик-холлов. Во второй раз Рознеру пришлось скрываться от фашистов в сентябре 1939 года, когда гитлеровская армия вступила в Варшаву. Спасаясь от уготованного ему гетто, Рознер вместе с группой музыкантов перешел в районе Барановичей границу и оказался на территории, освобожденной Советской Армией. Собранный им в Белостоке джаз начал усиленно готовиться к гастролям по стране: репетиции шли по 14 часов в сутки. Московский дебют Государственного джаза БССР состоялся в конце июня 1940 года в Центральном Доме работников искусств и вызвал огромный энтузиазм публики. С таким же успехом в августе рознеровский коллектив выступил в реконструированном эстрадном театре сада «Эрмитаж». Всех покорило мастерство Эдди Рознера, труба которого звучала, как человеческий голос. Умение Рознера вносить бесконечно разнообразные импровизации в концы музыкальных фраз с использованием ритмических опережений поражало не только новизной, но и виртуозностью. Газеты писали, что Эдди Рознер — «блестящий виртуоз, обладающий чудесным тоном и замечательным дыханием, которое позволяет ему бесконечно долго тянуть ноту в один прием». Не менее высокую оценку получил и сам Государственный джаз БССР с его ярко выраженным, заразительным свингом, насыщенным тембральным звучанием меди, ритмическим богатством. Пресса писала о мастерстве музыкантов оркестра, отмечая игру первоклассных солистов — тенор-саксофониста Тони Левитина, скрипача Павла Гофмана, гитариста Луи Марковича. Несомненным свидетельством успеха белорусского джаза было приглашение сняться в кинофильме «Концерт-вальс» (режиссеры И. Трауберг, М. Дубсон), где оркестр Рознера соседствовал с такими признанными мастерами, как М. Семенова, О. Лепешинская, Д. Ойстрах, И. Козловский. В годы войны Госджаз БССР много гастролировал, давая шефские концерты в госпиталях, перечисляя сборы в фонд обороны, обслуживая части действующей армии. В 1944 году оркестр после длительного перерыва выступил в Москве. Как и четыре года назад, премьера новой программы состоялась в «Эрмитаже» в постановке Эдди Рознера, дирижер — композитор и пианист Юрий Бельзацкий, оформление художника Семена Манделя. В программе принимали участие певцы-солисты Зоя Ларченко, Лотар Лямпель, Павел Гофман, Рут Каминская, Луи Маркович, а также женский балетный ансамбль. Уже во время подготовки этой премьеры последовало приглашение от Дома звукозаписи, где в течение пяти дней было записано на пластинки семнадцать произведений. И почти в каждом из них — виртуозное соло Эдди Рознера. Эти записи легли в основу предлагаемого выпуска «Антологии советского джаза». Джаз-вариации на темы вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса» были сыграны на киностудии «Мосфильм» для картины «Концерт-вальс». Это единственная дошедшая до нас запись, исполненная джазом БССР в его довоенном составе. Альберт Гаррис, талантливый композитор и певец, работал в белорусском джазе с 1942 года. 5 июня 1944 года он записал «Песню о моей Варшаве» и «Забытый переулок», получившие большую популярность в освобожденной Польше. В «Песне о моей Варшаве» обращает на себя внимание типичный для Рознера прием — дуэт певца и трубы, ведущей свою тему. Обращение джаза БССР к мелодиям И. Штрауса объясняется скоре всего триумфальным успехом у советского зрителя американского фильма «Большой вальс», героем которого был сам «король вальсов». Для своего развернутого сочинения, названного так же, как и популярный фильм, Э. Рознер и Ю. Бельзацкий взяли тему дуэта Саффи и Баринкая из штраусовской оперетты «Цыганский барон». В 1944 году состав джаза БССР был следующим: П. Байгельман, Ю. Цейтлин (трубы), А. Пивоваров, В. Радионов, Г. Семенов (тромбоны), Э. Вольфайлер (тенор-саксофон), М. Арбштейн, П. Рустамбеков, Р. Шенза (альт-саксофоны), А. Шройт (баритон-саксофон), П. Гофман, А. Верник, А. Гольдбергер (скрипки), Ю. Бельзацкий (рояль), Д. Каганович, А. Штокфедер (аккордеоны), Л. Маркович (гитара), А. Бельзацкий, И. Муравьев(контрабасы), Ад. Бельзацкий, Д. Шварцштейн (ударные). В обработке Э. Рознера пьеса Хуана Тизола «Караван» неизменно, еще с довоенных времен, входила во все программы коллектива. Поет Луи Маркович. Записана 16 сентября 1944 года. Две песни Альберта Гарриса на стихи трубача Юрия Цейтлина — еще никому не известные «Мандолина, гитара и бас» и «Ковбойская» — исполнило популярное трио Павел Гофман, Луи Маркович и Юрий Благов, конферансье программы (16 сентября). В тот же день был записан и коронный номер гитариста и певца Луи Марковича — «Тирольская», пользовавшаяся постоянным успехом на протяжении всех лет, что работал талантливый музыкант в джазе. Танго «Зачем», вальс «На полянке» (16 сентября) и фокстрот «Песня встречи» (25 сентября) записал замечательный певец Георгий Виноградов, с джазом БССР в концертах никогда не выступавший. Г. Виноградову редактура ДЗЗ предложила спеть несколько песен, звучавших в «Эрмитаже» в исполнении других солистов. Программа завершается фантазией на темы детских песен «От двух до пяти», написанной Э. Рознером и Т. Кулиевым. В этом шуточном произведении выступают Павел Гофман, Луи Маркович, Александр Фаррель. Соло трубы — Эдди Рознер. Запись 8 сентября 1945 года. Глеб Скороходов Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность Государственному архиву звукозаписей, коллекционеру В. Марковскому из Винницы, а также 3. Ларченко, И. Маркович, Ю. Цейтлину, оказавшим содействие при подготовке этой программы. Предыдущие выпуски «Антологии советского джаза»: М60 45827 006 «Первые шаги». Записи 20 — 30-х годов. М60 46115 001 «Голубая ночь». Джаз-оркестр n/у Я. Скоморовского. Записи 30-х годов. М60 46471 007 «Парад». Записи 30-х годов. М60 46561 006 «Игра на пальцах». Джаз-оркестр n/у А. Цфасмана. Записи 30-х годов. М60 46635 001 «Люби меня». Джаз-оркестр n/у Л. Утесова. Записи 30-х годов. М60 46695 005 «Пой мне!». Вокальные джаз-ансамбли. Записи 30 — 40-х годов. М60 47409 005 «Мне грустно без тебя». Солисты-инструменталисты. Записи 30 — 40-х годов. М60 47467 009 «Укротитель змей». Государственный джаз СССР, дирижер В. Кнушевицкий. Записи 30 — 40-х годов. М60 47641 003 «Встреча». Певцы-солисты. Записи 30 — 40-х годов. М60 47661 006 «Мы из Ленинграда». Записи 30 — 40-х годов. М60 47897 004 «Сядь со мною рядом». Джаз-оркестр n/у А. Цфасмана. Записи 30 — 40-х годов. М60 48043 005 «Смотр». Записи 30 — 40-х годов. М60 48205 005 «Два Максима». Записи 40-х годов. М60 48285 000 «Ночь и день». Джаз-оркестр n/у Л. Утесова. Записи 30 — 40-х годов. М60 48359 006 «Джан Ереван». Джаз Армении n/у А. Айвазяна. Записи 30 — 50-х годов. |