6 дней
О сайте39 2 | М40—42071-4 (2 пластинки) 1979, дата записи: 1979 |
А.Блок. Незнакомка: Пьеса в 3 видениях Муз. Н. Богословского; Постановка А. Эфроса; Действующие лица и исполнители: От Автора – А. Эфрос Незнакомка – О. Яковлева Поэт – В. Высоцкий Звездочет – А. Песелев Голубой – М. Козаков Господин в котелке – А. Грачев Посетители кабачка, гости в гостиной, дворники – артисты Драматического театра на Малой Бронной Вокальные номера – О. Анофриев Государственный оркестр Кинематографии, дирижер Н. Богословский ВСГ. Запись 1979 г. Цифровое издание MEL CO 0908 Александр Блок – Валерию Брюсову: «Вероятно, революция дохнула в меня и что-то раздробила внутри души, так что разлетелись кругом неровные осколки, иногда, может быть, случайные»... Письмо датировано 17 октября 1906 года. Через месяц Блок завершил лирическую драму «Незнакомка», одно из самых значительных произведений того времени. Больших общественных проблем Блок здесь еще не ставит – четкое понимание своего предназначения как поэта и главной темы творчества – Россия, интеллигенция, народ – придет к нему через два года. Но подход к этой теме намечается именно в 1906 году в «Незнакомке», в основе которой прямой конфликт высоких помыслов и мечты с окружающей действительностью. Особенность лирической драмы – открытая условность формы и ситуаций вплоть до выходов в сопредельные миры. В «Незнакомке» прямо сталкиваются низменное и порыв. Сталкиваются и переходят одно в другое, выступая то как внешнее по отношению к герою, то как отражение внутреннего разлада его души. Для отображения всей этой тематики потребовалось смешение жанров, переплетение печального и смешного, реального мира с миром грез. Но все это не только усиливает, высвечивает смысл конфликта, но и является средством его максимальной типизации и обобщения: симметричное, зеркальное расположение сцен в кабачке и светской гостиной, когда их посетители, стоящие на крайних социальных ступенях, говорят и делают одно и то же, символизируют среду, в которой начинает осознавать себя современный Блоку человек, ищущий жизни «прекрасной, свободной и светлой». И еще одна особенность «Незнакомки». Проделав бескомпромиссный анализ состояния общества, отразив его результаты в образах и явлениях, Блок предоставляет право приговора зрителям. А этого вовсе не хотелось делать тем, кому прямо адресовалась драма Блока – русскому «образованному обществу» начала ХХ столетия – очень уж неприглядным оказался нарисованный Блоком портрет этого общества. Но не этим объясняется краткость сценической жизни «Незнакомки». За пьесой прочно установилось представление как о произведении несценичном. До революции ее ставили дважды – в феврале 1913 и в апреле 1914 года, причем вторая постановка, автором которой был Всеволод Мейерхольд, просто провалилась. Впечатление о дробности пьесы, несвязанности действия преодолеть не удалось. Все попытки Мейерхольда сформировать единство симфонией красок (в оформлении спектакля была использована голубая вуаль и расшитый звездами газ) цели не достигли. «Незнакомка» надолго, казалось навсегда, ушла из театра. Сегодня на текст Александра Блока написана музыка. Вы услышите музыкально-лирическую драму: композитор – Никита Богословский – положил на музыку весь произносимый текст, выразил ею все ремарки Блока, Текст не поется, а произносится совершенно естественно, настолько точно учтены композитором ритм и интонации блоковских стихов и прозы. Богословский знает цену секундам и точно «укладывается» в отпущенный действием срок. В музыке есть еще и то неуловимое, что определяет несказанную прелесть лирических драм Блока. Чтобы выразить это, нужны особые свойства таланта. Кажется, нигде еще особенности дарования Богословского не выявлялись столь полно. В музыке к «Незнакомке» проявилось и редкое умение композитора передать своими средствами характерные и жанровые ситуации – и то, что называют даром музыкальной живописи, и склонность к юмору самых различных оттенков – от легкой ироничности до прямого гротеска. Но максимально полно раскрылся в «Незнакомке» лиризм композитора. Мы имеем в виду не простое преобладание лирического элемента. Лирическое начало образует основной настрой музыки, выражаясь в широкой напевности мелодий, идущих в даль и из далей, перекличке солирующих инструментов, широком использовании скользящих, я сказал бы, шелестящих аккордов и созвучий, Лиризм выступает и как сдерживающее начало – гротеск не опускается до фарса. С позиций лиризма подается смешное – и оно не переходит в жалкое. В свою очередь, ироничность высвечивает истинную лирику, отделяет ее от сентиментальности – последняя у Богословского соседствует с комическим, становится одним из средств его обозначения. Музыка Богословского включает и удерживает слушателей в очерченном Блоком круге очарования, способствует восприятию спектакля как целого. Каждому персонажу композитор дал свою тему. Появлению Поэта предшествует широкий разлив струнных; мерные удары костяной палочки (авторская пометка в партитуре: «guasi metronome») и светлые созвучия флейты и гобоя сопровождают Звездочета; под нагловатый ритм па-де–патинера ведутся пошлые разговоры в кабачке с ацетиленовыми светильниками и роскошной гостиной с электрическим освещением. И над всем этим – широкая и скользящая, светлая и печальная, отстраненная и тревожная тема Незнакомки, сопровождаемая глиссандо арф, мерцанием челесты, шелестящими аккордами струнных. Эта тема яркими сполохами несколько раз возникает на протяжении всего спектакля, не давая слушателям утерять настроение светлой грезы. Так, в соответствии с замыслом Блока, музыка «Незнакомки» по общему своему настрою включает два контрастирующих потока: один из них символизирует мир мечты, грезы, Незнакомки, другой – мир суеты и пошлости. Может быть, лишь в одном композитор отступил от заданной Блоком тональности «Незнакомки»: в музыкальном варианте драму обрамляет тема мечты и грезы, а не пошлости и ханжества. Но такое отступление принципиально не меняет основной идеи спектакля и, главное, не противоречит устремленности всего творчества Блока. Спектакль, который вы сейчас будете слушать, поставлен на радио Анатолием Эфросом. Он ввел в постановку еще одно действующее лицо – «от Автора» и прочитал сам все авторские ремарки. Создается впечатление, что в действие как бы включается Александр Блок. Анатолий Эфрос вовсе не имитирует манеру чтения поэта. Но то, как он читает – сдержанно, чуть отстраненно, – позволяет актерам не только ярче оттенить характеры героев драмы, но и передать ненавязчивость автора в расшифровке ее смысла и содержания. Эфрос строит спектакль четко и определенно, выделяя и подчеркивая главное в замысле Блока. Один лишь пример. «Зеркальность» драмы, ее обрамление сходными по содержанию сценами, усиливается смелым режиссерским решением: посетителей кабачка и гостиной исполняют одни и те же артисты. И это – опять-таки по-блоковски, в соответствии с намерениями и замыслом поэта. В радиопостановке заняты драматические артисты. Но они продемонстрировали настолько безукоризненное чувство ритма и такую музыкальность, что добились полнейшего совпадения текста и партитуры ‹Незнакомки». Добились они и еще одного совпадения, может быть, наиболее трудно достижимого. Театральная исполнительская традиция «Незнакомки» еще не сложилась. У каждого из нас имеется свое «видение» ситуаций драмы Блока и ее главных действующих лиц. Замечательная особенность спектакля как раз и состоит в том, что он не размывает, а вызывает к жизни именно ваше восприятие «Незнакомки», иными словами, спектакль вбирает в себя ряд таких восприятий. Композитор, режиссер–постановщик и исполнители подошли к лирической драме Александра Блока как наши современники и включили ее в наш эмоционально–эстетический круг. |
Апрелевский завод, ГОСТ 1980, Зак. 2-О-650 Внешний разворот конверта |