6 дней
О сайте17 2 | М50-39507-8 1976 |
Т. ГАББЕ (1903- 1960): Волшебные кольца Альманзора (инсценировка О. Солюса). Действующие лица и исполнители: Ведущий - Г. Менглет Королева - В. Васильева Августа - Г. Степанова Алели - Н. Архипова Флюгерио - Б. Рунге Лечиболь - Ю. Козловский Пилюлио - В. Носачев Принц Альдебаран - А. Овечкин Принц Балталон - Г. Протасов (на самом деле Клеон Протасов) Кохинур - Б. Кумаритов Зинзивер - В. Рухманов Мухамиель - Р. Александров Ахмет - Ю. Соковнин Режиссеры О. Солюс и И. Юрченко Запись 1977 г. Зак. 86—В—7000— CD MEL CD 50 01980 |
Куда только не переносит нас сказка — чудесное сочетание были и небыли… Мы оказываемся под облаками и под землей, слышим, как переговариваются между собой птицы и звери, усваиваем диковинные названия стран и имена героев, пугаемся и облегченно вздыхаем, когда, как и положено в сказке, разум и доброта одерживают трудную и прекрасную победу над злостью, коварством и жестокостью. Тамара Григорьевна Габбе (1903—1960) всю свою жизнь посвятила тому, чтобы для самых широких кругов любителей сказки раскрыть ее прелесть, ее мудрость, юмор и грусть, ее глубокий смысл, ее вечную юность. В прологе к одной из самых своих чудесных сказок-пьес о волшебных оловянных кольцах она показывает зрителям саму Сказку. Все мы знаем, что такое сказка. А Тамара Габбе помогла нам разглядеть ее лицо, понять ее характер. Только об одном мы так и не узнаем. Да об этом и вообще невозможно узнать, как ни высчитывай, — о том, какого она возраста. Сколько Сказке лет? Много и мало, судя по тому, кем ей хочется быть — мудрой, всезнающей бабушкой или девчонкой-подростком, впервые узнающей, как прекрасна жизнь. Тамара Габбе дружила со Сказкой всю жизнь, знала все языки, на которых говорит человеческая мудрость, все сюжеты, которые когда-либо приходили в голову Сказке, всех ее героев и злодеев, чудовищ и прекрасных принцесс, прошла все дороги, по которым когда-либо ступали резвые ноги бессмертной Сказки. Но она не стала просто пересказывать то, что мы можем прочесть, раскрыв сборник сказок. Она — Тамара Григорьевна Габбе — выбрала свою, особенную дорогу, переняв у Сказки не только волшебство и необычайность, но и способность в чудесных событиях передать присущие всем людям чувства и мысли. Именно поэтому мы называем эту писательницу сказочницей и ставим ее имя рядом с именами таких великолепных драматургов-сказочников, как Евгений Шварц или Самуил Маршак. Сегодня нам предстоит отправиться в комедию-сказку о «волшебных кольцах Альманзора». Эти простенькие оловянные кольца нельзя ни купить, ни продать. Они обладают могучей чудодейственной силой, но проявляют ее только тогда, когда достаются в подарок любящим друг друга людям. И как бы ни старались глупые или трусливые, жадные или жестокие люди извлечь из этих колец их силу, — им это не удастся. Всякая сказка, как бы проста она ни казалась на первый взгляд, всегда с загадкой, всегда таинственна. А уж тем более, когда речь идет о таком государстве, как объединенные королевства Фазания и Павлиния, где каждый житель назван именно тем именем, которого он заслуживает. Судите сами: вот перед нами услужливый царедворец, притворяющийся преданным слугой и потому старательно поддакивающий королеве, а на самом деле очень себе на уме, хитрящий и всегда знающий, «куда ветер дует»… Как бы мы его назвали? Ну, конечно, Флюгерио — ведь флюгер как раз и поворачивается на оси каждый раз, как подует самый тихий ветерок! Или напыщенный, весь в бантиках, словно ходящий на цыпочках принц, что прибыл издалека в погоне за богатой наследницей. Его очень метко и остроумно писательница назвала принцем Альдебараном… И так со всеми героями сказки, полной небывалых и волнующих приключений. Исключение составляют только двое — младшая дочка королевы и садовник, прячущий свое безобразное лицо, чтобы никого не испугать. Принцессу при рождении торжественно нарекли Апрелией, а зовут ее все кругом другим именем — Алели. Вы слышите, как звенит это имя? Оно словно апрельская капель — простое и сверкающее, короткое и напевное. А ведь принцесса Апрелия — дурочка! Да, да, и об этом сокрушаются все, кроме принцев, которым все равно, на ком жениться, лишь бы стать королями. И кроме уродливого садовника, носящего тоже звонкое, какое-то щебечущее имя — Зинзивер. Он застенчив, молчалив, но имя его — это имя прекрасной загадочной птицы, свободной и стремительной. Сказка сейчас начнется. Мы слышим деловитые голоса доктора Лечиболя и его помощника Пилюлио, готовящих лечебные снадобья, входим вместе с королевой Януарией и ее дочерьми — старшей принцессой Августой и дурочкой Алели — в таинственное подземное обиталище доктора… Сейчас мы узнаем, на что надеется королева, упрашивая доктора вылечить наследниц. А потом, когда перед нами один за другим пройдут эпизоды волшебной сказки, нам надо быть очень внимательными, вслушиваться в каждое слово. Ведь, помните, Сказка ничего не произносит просто так, она всегда «учит, забавляя»? Причудливые, странные, таинственные события «Волшебных колец Альманзора» раскроют нам секреты истины, не раз заставят задуматься над самыми обыкновенными словами — любовь, преданность, искренность, вероломство, корысть, жестокость, мудрость, доброта… Человеческое чувство — самое бесценное из всех сокровищ. Именно ему дано знать цену поддельному и настоящему. И вот когда сказка Тамары Габбе подойдет к концу, мы должны будем еще раз вспомнить мудрые слова Сказки, которая, «забавляя, учит», и подумать, чему же научила нас сказка о волшебных оловянных кольцах. Мы наверняка разгадаем секрет этих простеньких колец, которые, не теряя своей волшебной силы, все-таки в общем-то ни при чем в тех поистине сказочных переменах, что произошли в сердцах двух любимых героев Тамары Габбе… Она ведь, Сказка, потому и не имеет возраста, что знает все, что знают люди, и все-таки, как маленькая девочка, не перестает изумляться чуду человечности, волшебству любви и преданности. Она всегда именно того возраста, какого и ее слушатели. Потому-то дети восхищаются ее необычайностью, а взрослые, которые уже многое сами узнали, пережили и поняли, радостно соглашаются с правдой сказки. Именно поэтому сказка и называется «былью-небылью». М. Бабаева |