2 дня
О сайте19 1 | Д 024851-2 1969 |
Н. Римский-Корсаков. Шехеразада, симфоническая сюита по "1001 ночи", соч. 35 Гос. симфонический оркестр СССР, дир. Е. Светланов Соло на скрипке Г. Фридгейм Сторона 1 Largo maestoso. Allegro non troppo Lento. Andantino Сторона 2 Andantino quasi allegretto Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento стерео С 01767-8 CD SUCD 10 00180 CD MEL CD 10 01416 |
Симфоническая сюита “Шехеразада”, в которой композитор красочно и поэтично претворил в музыкальные образы отдельные эпизоды и картины из знаменитого сборника арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, по справедливости считается вершиной симфонического творчества Римского-Корсакова и одним из величайших достижений отечественного и мирового симфонизма. “Шехеразада” была сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года впервые исполнена по рукописи под управлением автора. Сюита посвящена В. В. Стасову. Композитор приложил к партитуре следующую программу: “Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ”. Первая часть - “Море”. Во вступлении звучат две контрастные темы. Первая из них, звучащая у всего оркестра, - образ грозного султана Шахриара. Вторую тему исполняет скрипка (соло). Это образ нежной, юной Шехеразады. После вступления начинается основной раздел первой части. Звучит тема главной партии - тема моря. На фоне волнообразного сопровождения льется спокойная, неторопливая мелодия. Это трансформированная тема султана, которой начинается произведение. Две темы побочной партии также связаны с морской стихией. Первую из них принято считать темой корабля Синдбада-Морехода. Вторая тема рисует поднимающуюся бурю. В основе её измененные интонации темы Шехеразады из вступления. Начинается буря. Римский-Корсаков великолепно рисует картину морского шторма. Мы почти зрительно представляем огромные волны, набегающие с ревом друг на друга. Смолкает буря. Корабль плавно скользит по морским просторам. Вторая часть - “Рассказ Календера-царевича” - открывается темой Шехеразады, звучащей в первоначальном виде, как во вступлении. Тему рассказа царевича, повествующего о чудесах Востока, исполняет фагот. Эта мелодия развивается вариационно. В центре части - эпизод воинственного характера. Музыка передает картину битвы, стремительной скачки воинов. Завершается вторая часть новыми вариациями главной темы. Третья часть - “Царевич и царевна” - построена на двух лирических темах восточного колорита. Здесь ясно слышны отголоски грациозных восточных танцев. В центральном разделе вновь звучит тема Шехеразады. Четвертая часть. “Багдадский праздник” и “Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Это контрастные картины, объединенные в одну часть. В начале финала излагаются темы вступления к первой части, но тема султана звучит уже торжественно. Затем следует картина праздника в Багдаде. Музыка насыщена острыми ритмами. В кульминации буйного веселья происходит внезапная смена картин. Резкий аккорд оркестра - корабль разбивается о скалу. Поглотив свою жертву, разгневанное море успокаивается; как воспоминание звучит тема корабля. В последний раз солирующая скрипка интонирует тему Шехеразады; за нею следует тема султана Шахриара. Теперь она звучит не грозно, а умиротворенно; сюита заканчивается на отзвуках темы Шехеразады. Концертная деятельность Государственного симфонического оркестра СССР началась 5 октября 1936 года исполнением Первой и Третьей симфоний Бетховена. Характеризуя искусство Госоркестра, Дмитрий Шостакович писал: “Блестящее мастерство, великолепная оркестровая дисциплина, рельефность и, вместе с тем, артистичность выполнения замыслов, а также высокая культура звучания - вот отличительные черты коллектива, выдвинувшие его в число лучших симфонических оркестров мира”. С 1965 года художественным руководителем оркестра является Евгений Светланов - разносторонне одаренный музыкант, талантливый дирижер, композитор, пианист. Он получил образование в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям - композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижирования (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Светланов работал в оркестре Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР. В репертуаре дирижера - многие произведения русской классики, в том числе симфонии Бородина, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, западная классическая и современная музыка, сочинения Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Щедрина, Эшпая и других советских композиторов. Имя Евгения Светланова широко известно не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира. |