2 дня
О сайте68 8 | Д 010299-300 1962 |
Музыкально-литературная композиция 3. Чернышевой по сказке А. Пушкина и опере Н. Римского - Корсакова Читают К. Ростовцева, Л. Пашкова, А. Грибов, В. Хохряков, В. Тихонов Фрагменты из оперы в исполнении солистов, хора и оркестра Большого театра СССР Дирижер В. Небольсин В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844 — 1908 гг.). Щедро одаренный от природы, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем...» 8 1861 году молодой морской офицер Римский-Корсаков знакомится с музыкантами из «Балакиревского кружка» Ц. Кюи, М. Балакиревым, М. Мусоргским — горячими пропагандистами русской народной музыки, большими почитателями пушкинской поэзии, смелыми продолжателями глинковских традиций. Балакиревцы, которых известный критик В. Стасов окрестил «могучей кучкой», сыграли решающую роль не только в музыкальном развитии, но и в формировании мировоззрения композитора. Главным же наставником Н. А. Римского-Корсакова во все времена был народ. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». В 1862 году Н. А. Римский-Корсаков, закончив Морской корпус, совершает кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее... Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром становится опера-сказка. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» — вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков отдал щедрую дань своей любви к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу. В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения А. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращавшийся к произведениям великого поэта, откликнулся на юбилейные торжества кантатой «Песнь о вещем Олеге» и оперой «Сказка о царе Салтане». Композитора привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный... Народную сказку «О царе Салтане» А. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы михайловской ссылки. «Что за прелесть эти сказки! — восторженно писал поэт в одном из писем. — Каждая есть поэма». В 1831 году три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, А. Пушкин обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: «О балде», «О мертвой царевне», «О царе Салтане». Ярка и жизнерадостна, как пестрый народный лубок, «Сказка о царе Салтане». Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал своему детищу привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». И вот, спустя многие годы после создания поэтического «Салтана», Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидоиова княжества, решает пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В «Летописи моей музыкальной жизни» имеется краткая, но красноречивая запись: «...в лето 1899 весь «Салтан» был сочинен». В октябре 1900 года «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы... Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица», — Говорит одна девица... Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства... Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же... Черные завистливые мысли не дают покою злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе — задумывают они извести добрую царицу. Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами проходят причудливой вереницей, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей с присвисточкой золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди... Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, еще более подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует призрачно-прекрасный облик царевны Лебеди, то простодушно наивна — в песенке белочки «Во саду ли, в огороде», то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля — Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности — в пейзажных зарисовках... В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков предстает нс только как мудрый музыкальный сказочник», но и как глубочайший поэт природы. Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор... Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновенье разгневанные валы уже взметают к небу ленные гребни. Полная обаятельной сказочности и чарующего волшебства, опера Римского-Корсекова в то же время глубоко реалистична и жизненна. В «золотой скорлупке» ее сюжета таится изумрудное зерно мудрости. Главная мысль сказки-оперы — светлая вера в торжество справедливости, уверенность в неизбежной победе добра над злом. В предлагаемую композицию включены все основные эпизоды оперы. Вы услышите чудесный сплав музыки и поэзии, в котором музыкальная ткань оперы органически переплетается с чтением пушкинской сказки. Б. Заболотских оборот конверта Ташкентского завода, см. титульное фото Зак. 463 Тир. 1500 Художник В.В. Уннам |
Всесоюзная студия грамзаписи Действующие лица и исполнители: Царь Салтан — Иван Петров Милитриса — Евгения Смоленская Гвидон — Владимир Ивановский Царевна-Лебедь — Галина Олейниченко |
АОЛЗГ, 1962 г Типография Министерства культуры СССР. Зак. 1540 Тир. 30000 |
Апрелевский ордена Ленина завод ГОСТ 5289-68. Сторона 1 |
Апрелевский ордена Ленина завод ГОСТ 5289-68. Сторона 2 |
Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок), 1975, зак. 208—О—2000 |
«Царь Салтан». Выставка «Юный художник». Ленинград. ГРМ. 1970 |
Ленинградский завод, 1981 Т-10 з. 2219 т. 20000 7.04.81 г. Художник Л. Епифанов |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80. Сторона 1 |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80. Сторона 2 |
Ленинградский завод, 1982 Художник Л. Епифанов © «МЕЛОДИЯ» 1977 ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК Т-10 з.17490 т.15 000 23.10.82 |
Ташкентский завод, год выпуска 1990 |
оборот конверта Ташкентского завода год выпуска 1990 зак. 766 |
Ташкентский завод им. М. Т. Ташмухамедова ГОСТ 5289-88. Сторона 1 Год выпуска 1990 |
Ташкентский завод им. М. Т. Ташмухамедова ГОСТ 5289-88. Сторона 2 Год выпуска 1990 |
Производственно-хозяйственное объединение "Мелодия Востока" ГОСТ 5289-88. Сторона 1 |
Производственно-хозяйственное объединение "Мелодия Востока" ГОСТ 5289-88. Сторона 1 |
На лицевой стороне конверта: М. Врубель. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ, фрагмент, ГТГ Москва Оформление В. В. Цупрова. Читают К. Ростовцева, Л. Пашкова, А. Грибов, В. Хохряков, В. Тихонов. Фрагменты из оперы в исполнении солистов, хора и оркестра Большого театра СССР. Дирижер В. Небольсин. оборот конверта Апрелевка - Саунд Инк, 1993 г Зак. 18. Тир. 5000. |