Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Mecca си минор — одно из грандиозных созданий Иоганна Себастьяна Баха, ярчайший пример великой силы его музыки, раскрывающей высокие гуманистические идеалы. Первые две части Мессы написаны в 1733 году, остальные три части — в 1738 году.
На грампластинку записаны восемь номеров из двадцати четырех, составляющих Мессу.
Первый раздел Мессы («Купе») состоит из трех номеров — двух хоров и разделяющего их дуэта.
№ 1. «Kyrie eleison». Тревожное, мрачное настроение рождает музыка первого хора. После могучего возгласа хора, как бы призывающего слушателей к вниманию, следует оркестровое вступление. Мягко и приглушенно флейты и гобои излагают основную тему первой части. Скорбные, беспокойные интонации характеризуют ее.
Вслед за инструментальной прелюдией мелодия развивается в огромной хоровой фуге, где Бах с большим полифоническим мастерством создает образ непреодолимого, все более нарастающего движения.
№ 4. «Gloria in excelsis Deo, et in terra pax». Большой хор с ярким оркестровым вступлением открывает второй раздел Мессы (включающий восемь номеров).
Ослепительно ликующе проводят трубы основную тему. Это мелодия четкого, упругого ритма, ясного рельефного рисунка, с типическими оборотами традиционной оперной героической арии. Она богато украшена виртуозными фиоритурами флейт, гобоев и скрипок. Музыка как бы напоена соками народной жизни, полна энергии и радости бытия.
Третий раздел Мессы — «Credo» — кульминация всего произведения по содержащимся в нем драматическим контрастам, по силе и убедительности раскрытия основной жизнеутверждающей идеи. Зерном этой части и идейно-образным центром всего произведения являются три хора «Et incarnatus», «Crucifucus», «Et resur-rexit». Музыка их рисует крайне противоположные образы — образ глубоко трагичный, полный скорби по ушедшему из жизни, и образ, прославляющий силу и радость.
№ 15. «Et incarnatus». После долгой значительной паузы очень медленно и совсем тихо начинают оркестр и хор трогательное повествование о человеческом горе, страданиях и смерти. На фоне спокойного мерного звучания органа и выразительных «вздохов» скрипок звучит скорбная мелодия хора, простая и безыскусственная, полная глубокого серьезного чувства.
№ 16. «Crucifixus». Этот прекрасный хоровой эпизод, созданный Бахом в духе типичной итальянской «арии—жалобы», еще более сгущает трагические краски. Композитором использована здесь форма basso ostinato, заимствованная из старинного итальянского танца — пассакальи. Ровно движутся басы, тринадцать раз подряд повторяя одну и ту же четырехтактную мелодическую фигуру.
№ 17. «Et resurrexit». Ярко звучит ликующий пяти-голосный хор, поющий о победе и цветении жизни. По форме и стилю этот хор близок виртуозному скрипичному концерту. Блеск, радость, торжество передает этот образ, полный света и могучей силы.
Последние два раздела Мессы (четвертая и пятая части) невелики; они включают всего пять номеров, музыка которых еще полнее утверждает светлое начало — победу жизни, добра и разума.
№ 20. «Sanctus» — шестиголосный хор — звучит величественно и громогласно. Он открывает четвертую часть Мессы. Оркестр призывными фанфарами труб и воинственной дробью литавр придает блеск и сверкание этому героическому гимну победы.
№ 23. «Agnus Dei» — поэтичная ария альта в сопровождении скрипок. Ею начинается пятая часть Мессы.
№ 24. «Dona nobis pacem» — торжественный гимн — огромная фуга на две темы. Твердость воли, мужество и, вместе с тем, большое душевное умиротворение передает эта величавая музыка, заключающая монументальное творение И. С. Баха.
И. Петрова

Хор под управлением Роберта Шоу широко популярен у себя на родине и за ее пределами.
Роберт Шоу, хоровой и симфонический дирижер, выступал с лучшими оркестрами США — Кливлендским, Бостонским и другими. Известность он приобрел в 1941 году, когда создал любительский хор, с успехом выступавший в нью-йор-ском Таун-холле. В исполнении этого хора впервые прозвучали многие произведения Барбера, Бартока, Бриттена, Копленда, Фосса, Пуленка, Хиндемита. Прославленные дирижеры, такие как Сергей Кусевицкий, Леопольд Стоков-ский, Артуро Тосканини приглашали хор для исполнения ораторий и крупных хоровых произведений. Игорь Стравинский использовал хор при постановке «Симфонии псалмов».
Для нового хора, созданного в 1948 году, Роберт Шоу отобрал 30 хорошо подготовленных профессиональных певцов.
Хор выступает в сопровождении постоянного оркестра в составе 26 человек. Каждый певец хора и музыкант из оркестра успешно исполняет и сольные партии, независимо от их сложности.
Роберт Шоу располагает хор на сцене не группами по голосам, как обычно принято; он смешивает басы и сопрано, тенора и альты, добиваясь этим интересного звучания и увеличивая ответственность каждого вокалиста. У хора обширный и интересный репертуар. В программы его концертов входят мессы Баха, Реквием Моцарта, произведения Гайдна, Бетховена, Брамса.