Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
А. Вивальди (1678 — 1741)
ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
Концерты для скрипки с оркестром, соч. 8
Сторона 1
Концерт № 1 ми мажор «Весне», RV 270
1. Allegro — 3.17
2. Largo — 2.29
3. Allegro — 4.31
Концерт № 2 соль минор «Лето», RV 315
1. Allegro non molto — 5.19
2. Adagio. Presto — 2.21
3. Presto — 2.51

Сторона 2
Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293
1. Allegro — 4.50
2. Adagio molto — 2.29
3. Allegro — 3.14
Концерт № 4 фа минор «Зима», RV 297
1. Allegro non molto — 4.07
2. Largo — 2.08
3. Allegro — 3.57

СЕРГЕЙ СТАДЛЕР
Литовский камерный оркестр. Дирижер САУЛЮС СОНДЕЦКИС
Виргиния Дабкуте, чембало
Сильвия Сондецкене, виолончель

Звукорежиссер С. Пазухин. Редактор И. Слепнев
Художник С. Нелюбин. Фото К. Хомутова, А. Малахина
Запись 1984 г. (цифровая)

Цифровое издание MEL CO 0555

Один из самых своеобразных композиторов музыкального барокко,
выдающийся представитель итальянской культуры XVII —первой половины
XVIII веков Антонио Вивальди — автор огромного числа произведений
разных жанров. Он создатель жанра сольного инструментального концерта,
к которому обращался на протяжении всей своей жизни. Итог этой работы
внушителен — 465 концертов, и больше половины из них написано для
любимого инструмента — скрипки.
Четыре концерта для скрипки и струнного оркестра, соч. 8 («Четыре
времени года») вот уже более трех столетий пользуются огромной и
заслуженной популярностью. И сегодня цикл Вивальди поражает богатством
фантазии, неистощимой изобретательностью, смелостью гармонического
языка, разнообразием использования виртуозных, динамических, тембровых
возможностей солирующей скрипки и оркестра.
Все эти черты музыки Вивальди нашли свое яркое воплощение в
интерпретации Сергея Стадлера и Литовского камерного оркестра под
руководством народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса. С коллективом,
хорошо известным и у нас в стране, и за рубежом, скрипача связывает
давняя и плодотворная творческая дружба, результатом которой стали
интересные концертные программы из сочинений Баха, Моцарта, Брамса,
Вивальди, Паганини.
Сергей Стадлер родился в 1962 году в Ленинграде в семье музыкантов.
Его дарование проявилось рано: ноты он узнал прежде, чем буквы. Под
руководством родителей мальчик начал учиться игре на рояле, а затем на
скрипке. В специальной музыкальной школе при Ленинградской
консерватории, а затем и в консерватории Сергей занимался у таких
замечательных педагогов, как Б. А. Сергеев, М. И. Вайман, Б. Л.
Гутников, Л. Б. Коган, консультировался у приезжавшего в Ленинград Д.
Ф. Ойстраха.
С особенной теплотой вспоминает скрипач занятия с профессором М. И.
Вайманом, считая его своим основным педагогом.
Блестящие природные данные и превосходная скрипичная школа проявляются
в технической виртуозности, насыщенном, ясного красивого тембра звуке,
благородном стиле игры, присущих исполнителю. Но главное, что
привлекает в творчестве Стадлера, — яркая индивидуальность, смелость
мысли. Не случайно вскоре после окончания VII Международного конкурса
имени П. И. Чайковского выдающийся советский скрипач Леонид Коган,
возглавлявший скрипичное жюри, отметил на страницах газеты «Правда»:
«Обладатель золотой медали Сергей Стадлер — самобытный, ищущий
музыкант, смело прокладывающий свой путь...» Победа на таком
сложнейшем соревновании подвела итог конкурсному периоду Сергея
Стадлера. Для него это было время стремительного и неуклонного
восхождения к мастерству.
В 1977 году, после победы на конкурсе «Концертино-Прага» чешские
критики констатировали: «Вне всякого сомнения, нам хорошо запомнится
имя Сергея Стадлера из Ленинграда. На самом деле — редкий талант!»
В 1979 году на конкурсе имени Жака Тибо в Париже авторитетное жюри, в
которое входили такие крупнейшие музыканты, как Жозеф Кальве, Леонид
Коган, Зино Франческатти, Ифра Ньюмен, присудило Сергею Стадлеру
второй Гран-при (первый не присуждался) и специальный приз Андре
Жоливе. Газета «Западная Франция» писала в те дни: «Не бравурность и
пафос, а красота, широта и глубина мелодической линии, изысканность
смычка, простота и элегантность фразы отличают игру советского
скрипача... Сергей Стадлер месотимеммо обладает глубоким и волнующим
мастерством бхзапышшпо артиста».
В 1980 году Стадлер сражаются лауреатом Международного конкурса имени
Я. Сибелиуса в Хельсинки. Вместе с наградой жюри ему был присужден и
специальный приз публики.
И, наконец, 1982 год, Международный конкурс имени П. И. Чайковского в
Москве. «Перед жюри предстал сложившийся артист с ярко очерченным
художественным кредо, — писала о двадцатилетнем победителе газета
«Московский комсомолец». — Его исполнение произведений Баха, Моцарта,
Паганини, Брамса, Прокофьева поразило своеобразием концепций».
Подобная оценка может быть отнесена ко многим программам Сергея
Стадлера. Таковы, например, три программы, исполненные в 1982 году в
связи с 200-летием со дня рождения Н. Паганини. В них вошли 24 каприса
для скрипки соло, Первый концерт, «Пляска ведьм», вариации "II
Palpiti", адажио и «Кампанелла» из Второго концерта, «Венецианский
карнавал», другие сочинения великого итальянского маэстро.

Репертуар Стадлера обширен. Достаточно сказать, что только число
исполняемых им концертов для скрипки с оркестром приближается к
тридцати. Среди их авторов — Берио, Шпор, Вьетан, чьи произведения
нечасто можно услышать с большой эстрады, русские классики Львов,
Глазунов, Аренский, Чайковский, советские композиторы Прокофьев,
Шостакович, Слонимский, Тищенко. Интенсивность и быстрота освоения
нового репертуара определяют масштабность исполнительской деятельности
скрипача. Но что бы ни играл он на концертной эстраде — произведения
широко известные или звучащие впервые, скрипичные миниатюры или
сочинения крупной формы, — перед слушателями всегда музыкант,
органично сочетающий интеллект с подлинной одухотворенностью, строгую
продуманность форм с неповторимым своеобразием трактовок.

О. Нестерова