Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Молодым белорусским солдатам, служившим вместе в прославленной Гвардейской мотострелковой Рогачевской дивизии, пришла в голову мысль создать вокально-нструментальный ансамбль, мелодической основой репертуара которого будет белорусский фольклор, а ритмической — биг-бит (так в шестидесятые годы называли европейский рок). Это было время расцвета популярности «Битлз», смягчивших жесткую схему негритянского ритм-энд-блюза мелодизмом староанглийских баллад: в моду у нас все больше и больше входили электрогитары... Новый самодеятельный коллектив нарекли «Лявоны», что значит «Балагуры». Кафтаны, усы, украшавшие лица, делали молодых музыкантов похожими на деревенских молодцев, а их руководителя Владимира Мулявина — на степенного дядьку.

Успех у слушателей ансамбль завоевал мгновенно, а вот руководители концертных организаций и другие официальные лица далеко не сразу смирились с его дерзким посягательством на фольклор, на его осовременивание. Дело доходило до того, что в прессе ставился вопрос: «Быть или не быть «Лявонам»? А между тем репертуар их становился все серьезнее, значительнее. Это-то и заставило переименовать ансамбль в «Песняров» («Сказителей»).

На профессиональной сцене «Песняры» впервые выступили 1 сентября 1969 года — эта дата и считается днем рождения ансамбля, а уже в октябре 1970-го он завоевал звание лауреата IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, покорив жюри и требовательный конкурсный зал исполнением белорусской народной песни «Ой, рано на Ивана», «Темной ночи» Н.Богословского (стихи В.Агатова), «Хатыни» И.Лученка (стихи Г.Петренко)...

Победы, успех не были случайными. С самого начала руководитель «Песняров» Владимир Мулявин, окончивший музыкальное училище по классу гитары, знал, чего добивался, искал и находил единомышленников-энтузиастов. Требования были высокими: прежде всего — влюбленность в народную белорусскую песню; непременное владение несколькими инструментами; дар импровизации и... беспредельная работоспособность.

Нельзя не восхититься вкусом, художественным талантом, которые неизменно демонстрировал ансамбль. «Песняры» действительно владели секретом, дающим песне вторую жизнь. И не только фольклорной. Достаточно вспомнить блистательное возрождение ими «Вологды» Бориса Мокроусова (стихи М.Матусовского), которой «Песняры» придали такую звонкую весеннюю праздничность, что старая песня вновь полюбилась всем и неизменно бисировалась в концертах. Опыт свободной и оригинальной интерпретации народной песни сыграл и тут решающую роль.

Начало 70-х годов в европейской музыке ознаменовалось огромной популярностью рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Тима Раиса и Эндрю Ллойда Уэббера. Хотя жанр этот в чистом виде не получил в дальнейшем особенно широкого развития, у нас в стране он вызвал к жизни «Орфея и Эвридику» А.Журбина и «Фламандскую легенду» Р.Гринблата, осуществленные «Поющими гитарами»; «Тиля Уленшпигеля» Г.Гладкова, «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнону» и «Авось» А.Рыбникова, приковавших горячие симпатии молодежи к Театру имени Ленинского комсомола и породивших стремление к театрализации у многих ВИА...

Артистизм «Песняров», умение музыкальными средствами раскрыть самые разноплановые характеры, от трагедийных до комедийных, — казалось бы, все было за то, чтобы самим приступить к такой столь заманчивой театрализации. Тем не менее еще довольно долго программы ансамбля оставались целиком песенными.

И только весной 1978 года в репертуаре «Песняров» появилась опера-притча «Песня о доле» Владимира Мулявина на стихи Янки Купалы, а затем поэма-легенда «Гусляр» по поэме Я.Купалы «Курган».

Этот спектакль стал безусловной победой «Песняров». Свойственная их творческой природе эмоциональная образность получила в нем высокое выражение.

Ансамбль — организм живой. Кто-то, не выдержав заданного ритма напряженной, целеустремленной работы, уходил. Однако сохранились ядро, лидер, незыблемым оставалось творческое кредо коллектива, и «новобранцы» принимали правила игры — одержимость работой, преданность фольклору, высокий профессионализм.

Проходили годы, симпатии части молодежи завоевывали диско-жанры, интерес к которым сменился увлечением панк-роком, затем «новой волной», с ее социальной остротой, ироничностью, возвращением к музыкальным истокам рок-н-ролла, — и вот уже загремели первые отечественные «металлисты»... ВИА меняли названия, музыкальные ориентиры, стили и даже имидж, а «Песняры» оставались «Песнярами», с неизменным источником вдохновения — белорусским фольклором. Требовалось большое мужество и вера в правду избранного направления, чтобы устоять в вакханалии моды. Отливы и приливы зрительского внимания, просчеты и победы — высокая цена истинного успеха художников, завоевывающих право на свое, неповторимое творческое лицо...

Что же помогало «Песнярам» выстоять, сохранить свое лицо? Наверное, в первую очередь — незыблемая вера в непреходящую ценность и высокую нравственную красоту народного искусства. И, конечно, преданность многочисленных поклонников.

«Песняры»! Как приятно писать о тех, кто заслуживает безмерного уважения за труд, за верность своим творческим принципам, о тех, кто не гонится за модой, а диктует ей свои правила игры и одерживает победу.

Н.ЗАВАДСКАЯ