Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Не то чтобы мне весело (А. Гончаров — М. Губкина) — 2.25
1945 г. № 12455
Гитарный перебор (Ю. Хайт — П. Григорьев, обработка 3. Китаева) — 3.08
1939 г. № 9235
Сон (А. Леман — В. Мятлев) — 2.40
1933 г. МТ № 2516
Любил я очи голубые (старинный романс, сл. В. Туманского) — 1.47
1939 г. ФЗЗ № 606
Вам девятнадцать лет (Б. Прозоровский — Е. Белогорская) — 2.52
1930 г. МТ № 378
Газовая косынка (Б. Прозоровский — М. Козырев) — 2.40
1933 г. МТ № 2714
Дорогой длинною (Б. Фомин — К. Подревский) — 3.00
1930 г. МТ № 329

Сторона 2
Вернись (Б. Прозоровский — Б. Тимофеев) — 2.40
1933 г. МТ № 2514
Я старше вас (Б. Прозоровский — Б. Тимофеев) — 2.20
1933 г. МТ № 2715
Не на сердце кольцо (авторы неизвестны) — 2.54
1933 г. МТ № 2712
Жигули (старинная волжская песня) — 3.20
1933 г. МТ № 2713
Калитка (А. Обухов — А. Будищев) — 2.48
1933 г. МТ № 2517
Оставь его (авторы неизвестны) — 2.25
1933 г. МТ № 2515
Канареечка (В роще листья шумят) (старинная цыганская песня) — 2.12
1930 г. МТ № 386

После годов записи указаны исходные каталожные номера записей. Индексы, стоящие перед номерами, означают:
МТ — Музтрест,
ФЗЗ — Фабрика звукозаписи Всесоюзного радиокомитета, без индексов даются номера Грампласттреста.

Реставрация Т. Павловой.
Редактор К. Тихонравов
Художник А. Григорьев.
Фото Б. Фабисовича

При подготовке пластинки использованы материалы Центрального государственного архива звукозаписей СССР и частных коллекций тт. Августовского И. Ю. (Москва), Железнякова Ю. З. (Москва), Резниковского В. Л. (Ленинград), Сафошкина В. Д. (Москва), Табукашвили М. Д. (Тбилиси), Юшкова Ю. С. (Свердловск).

В начале 1920-х годов в Тбилиси приехали известные актеры бывшего Александринского театра Е. Т. Жихарева и Н. Н. Ходотов. Они выступили в пьесе «Нищие духом». По ходу действия требовалась песня «Гори, гори, моя звезда!», которую должна была исполнять цыганка. Режиссер спектакля И. Н. Перестиани поручил эту роль никому не известной студентке Тбилисской консерватории Тамаре Церетели. И при этом предупредил: «Ты, Тамара, должна помнить, что это не сольный концерт, а спектакль. Ты тут ни при чем. Исполнишь песню, не раскланивайся, а уходи!».
Когда Тамара Церетели закончила романс, раздались такие аплодисменты, что невозможно было продолжать спектакль. Ее много раз вызывали, но певица не появлялась. Тогда главная героиня пьесы (ее играла Е. Т. Жихарева), чтобы выйти из положения, сказала: «Нельзя ли вернуть цыганку?.. Может быть, она еще раз споет эту песню?». Тамара с большим успехом повторила понравившийся публике романс.
(Из театральной старины. Журнал «Наука и жизнь», 1968 г., № 11)

Москва 20-х годов... Город жил бурной театральной и концертной жизнью. И среди популярных имен, любимых публикой, звездой сверкало имя Тамары Церетели.
Первый раз я услышал и увидел ее в Большом зале Московской консерватории. Это был вечер цыганской песни. Я всегда любил и очень люблю цыганскую песню, всегда увлекался дивными мелодиями и ритмами цыганских песен. В этот вечер Тамара Семеновна покорила меня, прежде всего, благородством и строгостью, такими типичными для подлинного цыганского пения. И хотя она пела не только старинные, но и современные песни и романсы, строгость и благородство всегда присутствовали в ее искусстве. С этого вечера я стал горячим поклонником таланта Тамары Церетели.
Б те годы в программы сборных концертов, состоявших из самых разнообразных номеров, приглашались и чтецы. И я из преданного слушателя Тамары Семеновны вскоре перешел в число участников концертов, в программах которых принимала участие и она. Всегда доброжелательная, с каким-то словно раскрытым сердцем, заинтересованная в успехе товарищей и вообще в успехе всего концерта, она была необычайно привлекательна.
Тамара Семеновна всегда была окружена любовью товарищей по искусству. Тут были и А. Г. Алексеев, и И. С. Козловский, и А. А. Менделевич, и Л. О. Утесов, и В. Я. Хенкин, и многие другие крупные артисты эстрады и театров. Она отвечала тем же и, любя искусство, любя свое дело, любила петь, щедро делясь своим дарованием со слушателями.
У меня в памяти живо встает последняя встреча с Тамарой Семеновной на эстраде. Это было в Москве, в летнем театре Сокольников. Я увидел ее после большого перерыва и был очень счастлив встрече с ней — все такой же прекрасной, с седой прядью в волосах, в темном концертном платье, с белым тюлевым шарфом на плечах. И как всегда прекрасно звучал ее голос, и так же прекрасна была интерпретация исполняемых ею романсов. Это была все та же, чудесная артистка особого благородства и своей манеры исполнения, добрый, милый товарищ, обаятельная женщина — Тамара Церетели.
Д. ЖУРАВЛЕВ, народный артист СССР

Я знал Тамару Церетели с начала 1930-х годов. Именно знал, ибо слушал ее как певицу еще в конце 20-х годов. Те, кто слышал ее чарующий голос, не позабудут вдохновенной певицы, от пения которой веяло высокими человеческими чувствами. Искусство Тамары, выразительность ее пения уникальны по своей природе.
Я помню Церетели не только по большим концертным залам, но и по ее частым выступлениям в сугубо артистической среде 30-е годы... Подвал в Старопименовском переулке Москвы — клуб мастеров искусств. Этот клуб полюбила театральная Москва, а присутствие в нем Тамары Церетели всегда привлекало ее многочисленных поклонников, среди которых были знаменитые артисты — И. Москвин, В. Качалов, М. Тарханов, П. Садовский, Ст. Кузнецов, Н. Радон и Е. Шатров, М. М. Блюменталь-Тамарина.
Я не могу назвать ни одного имени среди крупнейших мастеров искусств — театра, кино, музыки, эстрады, изобразительного искусства, кто не ценил бы Тамару Церетели как человека безукоризненно честного и доброго, лишенного самовлюбленности, несмотря на непреходящую славу и популярность Мне запомнился ее творческий вечер в клубе мастер» искусств. Аккомпанировал певице Б. Прозоровский — композитор и ее концертмейстер. Аудитория редкостная. В первых рядах — Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Барсова. Попробуйте петь в присутствии такого неофициального «жюри»? И эта удивительная способность артистки облагораживать музыкальное произведение, даже в том случае, если оно принадлежит к числу первоклассных образцов музыкального искусства, окрашивать его своими эмоциями, — создавало успех, вызывало бурные овации требовательной аудитории.
Я никогда не забуду редкостный дуэт: Тамара Семеновна вызывает из публики И. С. Козловского, и без всякой репетиции они исполняют романс «Утро туманное, утро седое». И снова буря восторга в зрительном зале.
Трудная личная жизнь, принесшая ей немало огорчений не сломила в ней высоких чувств дружелюбия и гуманности, светлой веры в добро. Поразительная скромность была еще одним неоценимым свойством этого замечательного человека.
Ее талант и мастерство были горячо признаны благодарными слушателями. Уже на склоне лет Церетели было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР, звание, которым она гордилась.
Урна с прахом Тамары Церетели захоронена на ее родине. Пусть же цветы почитателей таланта артистки и их потомком согревают надгробный камень на ее могиле.
БОРИС ФИЛИППОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР

Записи 1930—1940-х гг.

Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок