Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сегодня даже не верится, что лет десять назад ансамбль этот играл на танцах и подражал, как и многие в ту пору, "Битлзам". Наверное, и остался бы он одним из тысячи подобных ВИА, если бы после одного из таких скучных танцевальных вечеров участники ансамбля не собрались, чтобы решить, что делать дальше - расстаться друг с другом или круто всё переменить. Выбрали второе. Попытались найти свой путь. Начали синтезировать «рок» и русский песенный фольклор. Почему «рок» — объяснить нетрудно. Современный стиль. Музыка 70-х годов. Но почему фольклор? Из желания добиться быстрого признания?
— Да нет же! — возражает Ярушин. — Ведь народные пес ни — часть каждого из нас. Найдешь ли хоть одного русского человека, который хоть раз в жизни не испытал внутренней потребности запеть "Степь да степь кругом", "Ой, мороз-мороз", «По диким степям Забайкалья»? А для музыкантов обращение к источнику неисчерпаемых богатств, уйти из-под влияния стандартов зарубежной поп-музыки. Кстати, наши обработки народных песен долго считали лишь данью моде, но мы упорно стояли на своем и продолжали начатое.
Признание пришло в 1974 году, когда «Ариэль» получил первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Вскоре фирма «Мелодия» выпустила первый диск ансамбля. А в 1977 го-году вышел второй — «Русские картинки» с рок-сюитой на темы народных песен. «Ариэль» непрестанно гастролирует — он объездил едва ли не всю страну, дал более тысячи концертов, выступал и за рубежом. Долгие годы состав ансамбля не меняется: В. Ярушин — бас-гитара, Л. Гуров — ритм-гитара, Б. Каплун — ударные, Р. Гепп — фортепиано, С. Шариков — орган и С. Антонов — соло-гитара (все к тому же — поют). Для каждого из этой шестерки «Ариэль» — куда больше, чем просто ансамбль, где музыканты работают. Это группа верных друзей, объединенных волей и талантом руководителя.
Народные песни для Ярушина никогда не были модным увлечением. Навсегда остались в его памяти дорогие картинки детства, поездки к родным в деревню, трогающие душу песли. Одна из тех песен — «Отдавали молоду» — стала, пожалуй, лучшей фольклорной обработкой «Ариэля». Валерий и музыке учился не так, как «городские» ребята — не на фортепиано, а на баяне. «Хромка» и теперь с ним на гастролях — в гостиницах не везде сыщется рояль. Любимый инструмент выручает и при занятиях композицией.
В современной музыке время летит молниеносно. Еще два-три года назад словосочетание «ВИА» гарантировало успех, теперь его сменило другое название — «диско». В лидерах музыкальных парадов — уже песни солистов с броскими актерскими данными, а не записи ВИА. — Мода на вокально-инструментальные ансамбли проходит? Что ж, к лучшему, — размышляет В. Ярушин. — Станет меньше бездушных подражательств.
И "Ариэль" ищет новые формы; его участники экспериментируют, стремятся к созданию больших полотен, к театрализации своих концертных программ, пишут собственные сочинения на стихи С. Есенина, А. Вознесенского и других поэтов.
Перед вами третий диск «Ариэля», в который вошли обработки русских народных песен. Чтобы отобрать эти мелодии, Ярушин прослушал более тысячи всевозможных песен в исполнении хоров, солистов, непрофессиональных исполнителей. Очень долго и с большой тщательностью делал аранжировки, проверял свои поиски на аудитории и лишь потом приступил к записи... А впереди новые замыслы, новые поиски, без которых невозможно подлинное искусство.

М. Садчиков («Комсомольская правда». 1980 год)