Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Один из самых известных и любимых во всем мире итальянских певцов Тито Гобби остался в памяти современников подлинным волшебником оперного театра. Современник и сподвижник великой Марии Каллас, Гобби был артистом большого темперамента, глубокого и тонкого интеллекта и неповторимого обаяния. Его искусство— это сплав совершенного вокального мастерства, высочайшей музыкальной и сценической культуры.
Гобби родился 24 октября 1913 года в Бассано дель Граппа (провинция Виченца). В молодости ему пришлось выбирать между карьерой артиста и юриспруденцией — он окончил университет в Падуе. Вокальную подготовку Гобби получил в Риме. Его педагогом был один из лучших теноров прошлого Джулио Крими, в совершенстве постигший секреты певческого искусства. Именно Крими обязан Гобби безупречной вокальной школой, позволившей свободно распоряжаться голосом и обеспечившей ему завидное артистическое долголетие.
В 1937 году состоялся дебют Гобби в партии Жермона («Травиата» Дж. Верди) на сцене римского театра «Адриано», а через год молодой певец выступил на представительном Венском международном конкурсе вокалистов и заслуженно получил первую премию. Тогда же Гобби становится стипендиатом школы при миланском театре «Ла Скала» и получает первые ангажементы в итальянских театрах. Спустя несколько лет артист успешно дебютировал в «Ла Скала» в опере У. Джордано «Федора» и в следующем сезоне исполнил на прославленной сцене ряд ответственных партий: Белькоре в «Любовном напитке» Г. Доницетти, Форд в «Фальстафе» Дж. Верди, Баль-дассаре в «Арлезианке» Ф. Чилеа. В это лее время Гобби впервые записывается на пластинки фирмы «Voce del раскопе», позднее его грамзаписи станут бестселлерами на мировом рынке «звучащей продукции».
В январе 1947 года Гобби вернулся в восстановленный послевоенный «Ла Скала», его «вторым дебютом» в этом театре стала партия Мефистофеля в сценической редакции «Осуждения Фауста» Г. Берлиоза. С этого времени, несмотря на многочисленные выступления в других театрах Италии и за ее пределами, он постоянный солист «Ла Скала», с этой сценой связаны многие его лучшие роли, в том числе одна из вершинных — заглавная партия в вердиевском «Фальстафе» под управлением Герберта фон Караяна (1957 г.). Уже с конца 1940-х годов имя певца приобретает международную известность, ему сопутствует шумный успех в Стокгольме, Сан-Франциско, Лиссабоне.
Расцвет дарования Тито Гобби—1950-е годы. Он блестящий исполнитель партии Дон Жуана в одноименной опере В. А. Моцарта на Зальцбургском фестивале в ансамбле со «звездами» Венской оперы (Э. Шварцкопф, Л. Велич, А. Дермота) под руководством В. Фурт-венглера. Успешно выступает Тито Гобби на сценах Чикагской оперы и «Метрополитен опера».
Гобби появился в то время, когда в Италии было много замечательных баритонов. Казалось, что ему трудно соперничать с таким «безграничным» по широте диапазона голосом, как Бенвенуто Фран-чи, с огромной звуковой мощью и беспредельной широтой дыхания Джино Беки. Перед публикой, у которой еще не угасли воспоминания о Титта Руффо и Риккардо Страччари, выступали такие мастера, как Мариано Стабиле, Аполло Гранфорте, Армандо Борджоли, Джо-ванни Ингиллери. И вслед за Гобби появился целый ряд баритонов, быстро ставших любимцами темпераментной итальянской публики. Джузеппе Таддеи, Этторе Бастьянини, Джанджакомо Гуэльфи, Ро-ландо Панераи, Альдо Проти — артисты яркой творческой индивидуальности, и любому из них, как и многим певцам старшего поколения, Гобби уступает в одном или нескольких компонентах, составляющих арсенал оперного певца. И все же никто из этих первоклассных артистов не смог составить конкуренцию Тито Гобби, ибо Гобби был прежде всего певцом-актером, с редким, иногда почти «шаляпинским» мастерством, использовавшим все возможности не только голоса, но и всего, что может дать театр для создания законченного музыкально-сценического образа. Любопытно высказывание самого Гобби: «Голос — это хорошо, но этого мало для сегодняшней оперы. Голос — это кирпичи, из которых можно построить дом, если вы обладаете даром музыкальности. Но должна быть еще и индивидуальность... а также искусство носить сценический костюм, делать себе грим, контролировать жесты, вести роль — обладать высочайшей культурой современной сцены». Этой «высочайшей культурой сцены» Тито Гобби обладал в полной мере. За свою долгую артистическую жизнь он исполнил около ста разнообразнейших партий в операх всех эпох и стилей. Ему был подвластен весь эмоционально-психологический спектр мирового оперного репертуара. В памяти слушателей Гобби останется незабываемым Риголетто, Симоном Бокканегра, Макбетом, Фальстафом, Яго, Скарпиа. Благодаря многочисленным кино- и телефильмам (в основном они сняты в 1940—1950-е годы), искусство артиста (Гобби, как и Шаляпина, мало слышать, его нужно еще и смотреть) сохранено для будущего. В числе этих лент и фильмы-оперы, и кинобиографии великих итальянских композиторов, и музыкальные комедии, в которых Гобби с присущим ему очарованием поет итальянские песни и песни современных авторов. Ряд кинолент знаком и советскому зрителю. Это «Паяцы», «Любовный напиток», «Севильский цирюльник», «Джузеппе Верди», «Дом Рикорди» и другие.
Гобби — великолепный вокалист, его голос — это послушный инструмент в руках большого мастера, хотя сам по себе его природный вокальный материал не представляет собой что-либо исключительное. Но голос Гобби обладает той неповторимой индивидуальной окраской тембра, которая делает его привлекательнее и более внушительных голосов и легко отличимым от всех других.
Гобби был превосходным ансамблевым партнером — заслуженной славой пользовались его ансамбли с Марией Каллас в «Тоске» Дж. Пуччини (эта опера не только исполнялась неоднократно при их участии, но и дважды записана на пластинки), с Марио дель Монако в «Отелло» Дж. Верди. В начале 1960-х годов артист, еще в расцвете таланта, обратился к режиссуре. Круг его творческих интересов велик, но, как признавался и сам Гобби, многое из того, что он хотел сыграть на сцене, осуществить не удалось.
Несмотря на солидный не только для оперного артиста возраст, Тито Гобби недавно снова принял участие в крупной работе в грамзаписи— повторно записал партию Джанни Скикки в одноименной опере Дж. Пуччини под управлением Лорина Маазеля.
Сравнительно мало известно творчество Гобби в камерном репертуаре. Как и многие крупные итальянские оперные певцы, он в основном отдал дань так называемым «неаполитанским песням». Но Гобби был необычайно тонким исполнителем произведений авторов XVII—XVIII веков, а также интересным интерпретатором популярных в начале XX века романсов, звучавших в его исполнении даже с большей значительностью, чем, может быть, в них заложено.
Гобби—-автор книги интересных и увлекательных мемуаров, обнаруживающих в авторе наблюдательного и проницательного художника.
В 1970 году Тито Гобби вместе с Марией Каллас был гостем IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. К сожалению, это было единственное посещение артистом нашей страны.
Любая пластинка с записями Тито Гобби может лишь отчасти представить искусство великого певца-актера. На предлагаемом диске— ряд записей Гобби, осуществленных артистом со времени миланского дебюта до начала 1960-х годов. Они охватывают период, когда искусство Гобби в буквальном смысле слова «завоевало мир». Отчасти они отражают и широту репертуарных интересов выдающегося мастера итальянской оперы.