Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Феликс МЕНДЕЛЬСОН (1809–1847)
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64

Сторона 1:
1. Allegro molto appassionato

Сторона 2:
2. Andante
3. Allegro non troppo

Яша ХЕЙФЕЦ
Бостонский симфонический оркестр
Дирижёр Ч. Мюнш

Играет Иосиф (Яша) Хейфец, скрипка
Иосиф (Яша) Хейфец родился в 1901 году в городе Вильно. Первым его учителем был отец — скрипач городского театра. С четырех лет Хейфец учился в городской музыкальной школе, которую окончил в 1909 году. Уже тогда юный музыкант часто выступал с концертами в разных городах России. В 1910 году Хейфец поступает в Петербургскую консерваторию, в класс Леопольда Ауэра. Двенадцати лет Хейфец с успехом участвует в концертах таких дирижеров, как А. Никиш и В. Сафонов.
С 1917 года Хейфец живет в США, часто совершая концертные поездки по странам мира. В 1934 году Хейфец гастролировал в Советском Союзе.

Ф. МЕНДЕЛЬСОН Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64

Концерт для скрипки с оркестром (ми минор) Феликса Мендельсона— Бартольди (1809—1847 гг.) принадлежит к выдающимся произведениям этого жанра. Наряду со скрипичными концертами Бетховена, Чайковского, Брамса и Глазунова, концерт Мендельсона входит в репертуар всех крупнейших скрипачей, пользуется широкой популярностью среди любителей музыки всего мира.
Созданный в 1844 году, концерт посвящен выдающемуся скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории, основанной Мендельсоном,— Фердинанду Давиду (ученику Л. Шпора).
Щедрое мелодическое богатство, поэтичность, задушевный лиризм, классическая стройность формы — все лучшие черты творческого облика Мендельсона, как в фокусе, собраны в этом произведении. Присущий концерту виртуозный блеск дает исполнителю возможность во всю ширь развернуть свое исполнительское мастерство, но не является господствующим началом. Это — чудесная лирическая поэма, покоряющая свежестью и чистотою чувства, благородством и изяществом мелодий, кристаллической ясностью форм.
Концерт Мендельсона состоит из традиционных трех частей.
Первая из них — Allegro molto appassionato — представляет собою сонатное аллегро, основой которого служат излагаемые в первом разделе его три темы-мелодии: одна — широко напевная, взволнованная, с налетом меланхолии, вторая — более энергичная и волевая и третья — полная чистой, созерцательной лирики. Эти темы мало контрастируют между собой, не заключая в себе того элемента конфликтности, который обуславливает драматическое развитие музыки. Первая часть концерта ярко эмоциональна, написана в романтически приподнятых тонах. Блистателона каденция скрипки соло, органично вплетенная в музыкальную ткань первой части.
Вторая часть — Andante, следующая за первой без перерыва, своей светлой, привольно льющейся мелодией заставляет вспомнить знаменитые мендельсоновские «Песни без слов». Andante составляет чудесный контраст с финалом, оттеняя стремительность движения, ликующую радость, которой полна эта венчающая концерт музыка.
Первая тема финала — прозрачная, полетная, полная прихотливых ритмов — невольно вызывает в памяти фантастические образы «Скерцо» из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» или его широко известного фортепианного «Рондо каприччиозо», так же, как вторая тема, праздничная, маршеобразная, свидетельствует о близости к «Свадебному маршу» из «Сна в летнюю ночь».
К. Сеженский

(аннотация на конверте пластинки ГОСТа 1961)

ТОНКИЙ и своеобразный художник, создатель произведений, вошедших в сокровищницу музыкальной классики, выдающийся музыкальный деятель-просветитель — таков творческий облик Феликса Мендельсона, одного из крупнейших представителей музыкальной культуры Германии.
Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в интеллигентной и материально обеспеченной семье (ум. 4 ноября 1847 г. в Лейпциге). С детских лет Мендельсон находился в атмосфере искусства, его музыкальное воспитание осуществлялось под руководством видных педагогов.
Девяти лет Мендельсон уже выступал на концертной эстраде как пианист. К этому же времени относятся и его первые творческие опыты.
Увертюра «Сон в летнюю ночь», написанная семнадцатилетним Мендельсоном, — исключительный пример проявления творческой зрелости в юном возрасте. В эту же пору он написал значительное количество других произведений — квартеты, симфонии, фортепианные пьесы и даже оперу «Свадьба Камахо» на сюжет из «Дон-Кихота», и др.
За свою недолгую жизнь композитор создал много произведений в различных жанрах. Это и сочинения крупной формы — симфонии, оратории, концертные увертюры, инструментальные концерты, различные виды камерно-инструментальной музыки, вокальные ансамбли, духовные сочинения, множество пьес для отдельных инструментов— преимущественно для фортепиано.
Особое место в творческом наследии Мендельсона занимают фортепианные миниатюры «Песни без слов» — своеобразные инструментальные романсы.
Фортепианное творчество Мендельсона представлено и произведениями крупной формы — сонатами, фантазиями, каприччио.
Значительное место в творчестве Мендельсона занимает симфоническая музыка. Кроме увертюры «Сон в летнюю ночь» и др., популярны увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера»), а также «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз» и «Аталия» и др.
Из пяти симфоний Мендельсона выделяются его «Итальянская» и «Шотландская», навеянные впечатлениями от его путешествий в эти страны.
Лучшие стороны дарования композитора нашли свое выражение в гениальном Концерте для скрипки с оркестром. Композитор создал шедевр, стоящий в ряду таких блестящих произведений этого жанра, как скрипичные концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова.
Поэтичная образность, преобладание лирики, тяготение к фантастике, сказочно-легендарным сюжетам, тонкое восприятие природы — это характерные черты, отличающие творчество Мендельсона как композитора-романтика.
Историческое значение приобрела музыкально-общественная деятельность Мендельсона. В двадцать четыре года он занимал пост директора музыки в Дюссельдорфе. Здесь раскрылись и его дирижерские данные. Особенно развернулась музыкально-просветительская деятельность Мендельсона в Лейпциге — крупнейшем музыкальном центре Германии. Под управлением Мендельсона здесь прозвучали «забытые» гениальные творения Баха, Бетховена, Шуберта. Мендельсон был основателем первой в Германии 'Лейпцигской консерватории (1843 г.), сыгравшей основополагающую роль в развитии в Германии профессионального музыкального образования.

(аннотация на конверте пластинки ГОСТа 1956)