7 дней
О сайтеРоссийский государственный архив фонодокументов 2017-01-00 (дата условная), Интернет, http://ргафд.рф/nauchno-spravochnyi-apparat/obzor-fondov/fondy-do-1917.shtml |
Текстовый вариант: Фонды фирм, существовавших на территории России до 1917 года Россия начала века органично вписывалась в европейское и общемировое экономическое и культурное пространство. Все технические новинки, появлявшиеся за рубежом, находили немедленный отклик на отечественной почве. Поэтому вскоре после создания звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники, с началом эры граммофонной пластинки, начинается становление и развитие граммофонного дела в России. Возникают фабрики, фирмы, акционерные общества, занимающиеся производством пластинок. Есть сведения, что впервые граммофон был продан в России еще в 1895 году и очень быстро завоевал широкую популярность. Зарубежные производители увидели в этом удобную возможность проникновения на русский рынок. Он быстро и прочно оказался захваченным ими. В страну хлынул поток пластинок, что привело к очень жесткой конкурентной борьбе. Чтобы привлечь российского потребителя фирмы шли на различные ухищрения: в рекламных целях делались пластинки из составов, идущих на производство конфет и шоколада, всячески расширялся репертуарный диапазон записей, велась борьба за увеличение длительности звучания дисков за счет увеличения их диаметров, использовалась откровенная фальсификация. В конечном итоге побеждали те фирмы, которые отказались от ввоза пластинок из-за рубежа, перенеся свои производственные площади непосредственно в Россию и наладив выпуск граммофонных пластинок с русским репертуаром. Наиболее крупными из них были фирмы «Граммофон», «Пате», «Экстрафон», «Сирена Рекорд» и др. Появлялись и первые робкие ростки отечественного граммофонного бизнеса. Война 1914 г. способствовала укреплению позиций российских фирм, так как производственные базы, принадлежавшие компаниям с немецким капиталом были конфискованы в пользу российских владельцев. Октябрьская революция 1917 года положила конец деятельности всех частных граммофонных компаний в России, заводы и фабрики по производству пластинок были национализированы. Начался новый этап в развитии грампластинки в нашей стране. В результате кропотливой работы, в РГАФД сложилась коллекция грампластинок начала века. Культурная и историческая ценность их уникальна. Поэтому, в первый выпуск обзор включена именно эта коллекция. Все фонды в этом обзоре даны в алфавитном порядке названий фирм‑производителей. Внутри каждой справки материал расположен по жанрам, с акцентированием внимания на наиболее художественно‑значимых вариантах исполнения. Фонд № 217. «Anker‑record» («Анкер Рекорд»), фирма грамзаписи (г. Берлин) Фонд № 91. Граммофонная фирма «Бека Рекорд» Фонд № 219. Фирма «Бель канто рекорд» Фонд № 220. Фирма «Гном Рекорд» Фонд № 36. Акционерное общество «Граммофон» Фонд № 221. “Gramaphon Aurora Record” («Граммофон Аврора Рекорд») Фонд № 222. “Gramaphon Melba record” («Граммофон Мельба Рекорд») Фонд № 223. Граммофонная фирма «Дакало Рекорд» Фонд № 87. «Звукопись» Фонд № 35. «Зонофон Рекорд» Фонд № 224. «Интернациональ Экстра Рекорд» Фонд № 225. «Лирофон» Фонд № 226. “Lüxophone record” («Люксофон Рекорд») Фонд № 42. «Метрополь Рекорд» Фонд № 88. «Одеон Рекорд» Фонд № 90. «Омокорд» Фонд № 90. «Омофон Рекорд» Фонд № 89. "Orpheon record" («Орфеон Рекорд») Фонд № 96. «Парлафон Рекорд» Фонд № 34. «Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов. Братья Пате в Париже» Фонд № 227. «Премьер Рекорд» Фонд № 228. “Regal record” («Регал Рекорд») Фонд № 229. «Роберт Кенц» Фонд № 86. «Российское акционерное общество граммофонов (РАОГ)» Фонд № 230. «Рубин Рекорд» Фонд № 216. «Сирена Рекорд» Фонд № 231. «Скала Рекорд» Фонд № 232. «Societa Italiano di Fonotipia Milano» Фонд № 175. «Стелла Рекорд» Фонд № 233. «Тонофон Рекорд» Фонд № 234. «Фаворит Рекорд» Фонд № 235. «Фонограмма» Фонд № 237. “Excelsior” («Эксельсиор») Фонд № 97. «Экстрафон» Фонд № 238. “Janus Record” («Янус Рекорд») |