Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сегодня биг-бэнд — редкость на эстраде. Оркестры под руководством Олега Лундстрема, Анатолия Кролла, Константина Орбеляна — вот и «вся королевская рать». Причем лишь Лундстрем постоянно радует нас новыми дисками и инструментальными джазовыми программами. Но в искусстве не может быть пустоты. Большой джаз-оркестр — лучшая школа для музыкантов, поэтому в последнее время все громче заявляют о себе коллективы музыкальных учебных заведений: оркестры Кима Назаретова (Ростов-на-Дону), Игоря Чернышева (Ленинград), Александра Сухих (Москва), Пранаса Нарушиса (Клайпеда), Александра Куца (Абакан), Николая Голощапова (Одесса). В Литовской консерватории такой состав возглавил Владимир Чекасин.
Чекасин? Этот фантазер и неуправляемый экспериментатор? И классический свинг? Несовместимо! Но мы, оказывается, ничего раньше не знали о педагогической деятельности нашего саксофониста номер один (ежегодно критики всей страны выбирают его «Музыкантом года»). И потому неожиданностью оказалось выступление детского диксиленда, созданного им в Вильнюсской музыкальной школе имени Дварио-наса (фестиваль «Биршто-нас-86»), потому сенсацией стал его консерваторский биг-бэнд.
Оркестр Чекасина надо, конечно, увидеть. Его мало услышать. В Москве, Риге и Витебске музыканты разгуливали по зрительному залу, организуя спонтанные переклички, создавая пространственную импровизационную музыку, вовлекая публику в интригующий диалог (программа так и называлась — «Диалоги»). Другая работа — «Концерт для голоса и оркестра» Константина Петросяна с вокальной партией для Татевик Оганесян — была показана на фестивалях в Риге, Тбилиси, на VII Всесоюзном съезде композиторов в Москве. А на Ленинградских «Осенних ритмах-86» Чекасин представил программу «А можно ли так?» — подобие Concerto grosso, в котором солисты (в основном Пятрас Вишняускас и сам Чекасин) соревнуются с оркестром.
Композиция- коллаж включила в себя фрагменты разных аранжировок для биг-бэнда. Звучит музыка Уильяма Хенди, Дюка Эллингтона, Нила Хефти, Пола Стоуна, Эро Койвистойнена, Вячеслава Ганелина, Арунаса Новакаса... Свинговые эпизоды оркестр играет легко, уверенно, с хорошей моторикой и грамотным «блуждающим басом» (причем чаще звучит туба, а не струнный бас). Резкая, темпераментная медная группа, плотно и сочно звучащие саксофоновые «корусы», активные ударные (Гедиминас Лауринавичюс) позволяют вильнюсским музыкантам справляться с любыми стилистическими задачами. А задача у Чекасина одна — столкнуть стили, эпохи, манеры. Музыкальная драматургия непредсказуема. Традиционный свинг постоянно разрушается врывающимися в музыкальную ткань руладами нового джаза, а хаотические приливы звуковых цунами плавно сменяются остинатным спокойствием или благостью сладкозвучия. Джаз для Чекасина и его партнеров — это живая музыкальная речь (возможно, иногда лишенная дикторской безупречности), веселая, яркая, красочная, не чуждая гротеска.
Вильнюсские музыканты не исполняют программу, но живут в ней, активно участвуют в игре, предложенной их заводилой-лидером. Они отзывчивы, реактивны, очень эмоциональны. За час сценического времени (на пластинке программа дана с сокращениями) мы попадаем в мир свинга, би-бопа, модального и авангардного джаза, даже диксиленда (традиционный ансамбль начал программу прогулкой по залу Дворца культуры имени В. П. Капранова). Можно ли получить удовольствие от такого странного необычного джазового маршрута? Видимо, можно, если гидом становится такая творческая личность, как Владимир Чекасин.
Владимир Фейертаг