Пианист Олег Бошнякович — воспитанник Московской государственной консерватории, которую он окончил по классу профессора К. Н. Шумнова. Позже занимался в аспирантуре Института им. ГнесиныХ под руководством профессора Г. Г. Нейгауза.
Как писал Г. Цыпин в журнале «Советская музыка», «Олег Бошнякович своей игрой будит живые воспоминания о замечательном русском музыканте— его артистическом облике и художественной манере (К. Н. Игумнове —Ред.). Стиль ученика, подобно стилю учителя, может быть определен в двух словах: правдивость и простота. «Мысли и чувства должны течь, как вода из родника, непосредственно, от души, — говорил Константин Николаевич. — Когда они не находят себе простого выражения, это свидетельствует об их слабости. Исполнение должно быть искренним и находить себе дорогу к сердцам людей...» Именно так и музицирует Бошнякович. Ощущается игум-новская черточка еще в одной особенности его артистического профиля. Константин Николаевич был убежден: «Каждое музыкальное произведение есть рассказ...» Бошнякович — прирожденный пианист-рассказчик, в его игре постоянно сквозит крко выраженная речевая интонация. Пианизм нигде не заслоняет (а тем паче — не подменяет) У него самого главного — Музыки, трогательная близость к которой и составляет притягательную тайну его искусства».
Об Олеге Бошняковиче превосходно отзывались крупнейшие советские пианисты.
«О. Д. Бошняковича очень высоко ценю как пианиста, музыканта и педагога. У него, как пианиста, есть одно неоценимое качество: «у него все звучит», как говорится в просторечии. Концерт из любых произведений в его исполнении оставляет радостное впечатление музыкального благозвучия; он умеет передать основную «звучащую ткань» произведения, а ведь музыка есть искусство звука, — и этим все сказано. Ритмическая свобода Бошняковича, тесно связанная с его чувством звука, трже — явление далеко не обыденное... Его игра поэтична, эмоциональна, глубоко музыкальна, артистична «до корня волос». Техника его безупречна, никаких скидок!..» (Г. Нейгауз).
«О. Бошнякович — исключительно талантливый музыкант, обладающий тонким и проникновенным художественным чувством и вкусом. Хорошие исполнительские данные позволяют ему ярко и артистически разрешать его художественные намерения» (А. Оборин).
Главные достоинства исполнительского дара Олега Бошняковича относятся к сфере лирики. Именно здесь талант пианиста раскрывается со всей силой искренности й непосредственности.
3. ЛАЗАРЕВА
Академик Б. В. Асафьев отмечал в музыке Шуберта «редкую способность: быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы они обладали дарованием Шуберта...»
Истоки творчества Шуберта глубоко народны. Вся его инструментальная музыка пронизана пе-сенностью. С интонациями и ритмами народных песен и танцев связана и фортепианная Соната № 21 си бемоль мажор. Она была написана в 1828 году, в год смерти композитора, и достойно венчает короткий, но удивительно насыщенный творческий путь великого романтика.
Содержание сонаты характерно противопоставлением скорбного душевного состояния и сочных, светлых, колоритных картин народной жизни. Музыка поражает свежестью и непосредственностью в выражении чувств.
В первой части — Molto moderato — широко звучит грустная певучая мелодия. Шуберт придает ей, как бы любуясь, все новые и новые оттенки. После многократного проведения первой темы наступает внезапный эмоциональный сдвиг. На смену мажору приходит скорбный минор. Вторая тема, пронизанная глубокой печалью, также подвергается многократному варьированию. Ее облик чудесно преображается, становится светлым и спокойным. Замечательна третья, хоральная тема: «отрешенность» и сдержанность сочетаются в ней с искренней лирической выразительностью.
Первая часть велика по объему. В ней — те же «божественные длинноты», которые отмечал Шуман в последней симфонии Шуберта, написанной в том же 1828 году. Но свежие краски, радужные переливы, колоритное сопоставление тональностей придают музыке грустное и нежное очарование.
Во второй части — Andante sostenuto — скорбное чувство становится сильнее. Суровой печалью проникнута мелодия, звучащая в верхнем голосе. Мерный ритмический рисунок аккомпанемента вызывает ассоциацию с - маршевой поступью. Марш звучит то трагически, то возвышенно, героично.
Резкий перелом происходит в третьей части — Scherzo. Allegro vivace cond elicatezza. Это великолепная жанровая зарисовка, сверкающая остроумием. На фоне стремительного деревенского вальса возникает шутливый диалог. Временами голоса как бы заглушаются звучанием деревенского оркестра, упорно «отбивающего» ритм, и лихим притоптыванием множества каблуков.
Кипучим весельем пронизан финал сонаты-— Allegro та non troppo, в котором также воплощена картина народного праздника. Причудливые плясовые мелодии вызывают в воображении забавные ужимки, острые шутки, веселую сельскую арлекинаду. Странные ритмические переборы, неожиданные остановки, капризные оттенки придают музыке удивительное своеобразие. Эпизодически появляющаяся патетическая тема только оттеняет светлый праздничный колорит финала.
Шуберт редко и скупо делился своими творческими замыслами. Он не давал своим произведениям программных истолкований. Но содержание его последней сонаты, ее образный строй и идея ясны: художник отдыхает от невзгод, находит бодрость и силу в общении с народом.
«Шуберт больше принадлежал всем, окружающей среде, людям, природе, чем себе, и музыка его была пением про все, но не лично про себя», — писал Б. В. Асафьев.
На пластинке записаны также две фортепианные транскрипции Листа песен Шуберта: "Весенние упования" (солч.20 № 2) и "Привет" (соч. 20 № 1). Обе пьесы были созданы Листом в 1939 году (вероятнее всего, в Италии) и тогда же изданы вместе с десятью другими лучшими транскрипциями песен Шуберта.