Звукорежиссер Г. Цес
Редактор К. Иванова
Художник Н. Литвинова
Имя Антонио Вивальди (1678 — 1741) занимает одно из первых мест в истории итальянской музыки. Знаменитый композитор, скрипач-виртуоз, автор произведений в самых различных жанрах, один из создателей сольного инструментального концерта, Вивальди предстает перед нами как интереснейшая личность своего времени. В его темпераментной натуре сочетались кипучая энергия и мистическая набожность, упрямство и возвышенные порывы. Аббат Вивальди способен был во время богослужения покинуть алтарь только затем, чтобы записать пришедшую ему в голову тему фуги, за что и был отстранен инквизицией от служения месс. Его творческая энергия была поистине неиссякаема, он готов был биться об заклад, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем писец сумеет его переписать. Таков был Антонио Вивальди, прозванный современниками «рыжим священником» (Prete rosso).
Сын скрипача, Антонио Вивальди с ранних лет начал заниматься музыкой, обучаясь у отца и у знаменитого скрипача и композитора Дж. Легренци. Родной город Вивальди — Венеция — был в то время музыкальной столицей Италии. Спектакли в оперных театрах, музыкальные собрания, торжественные концерты в соборах, веселые карнавалы — все это создавало атмосферу приподнятости, всеобщего увлечения музыкой, ее повсеместного распространения. В таких благоприятных условиях развивался самобытный талант Вивальди. В 1703 году он поступает в одну из венецианских консерваторий на должность «маэстро скрипки». Консерваториями в те времена назывались детские приюты при церквах. В Венеции, например, было четыре таких консерватории для девочек, в Неаполе — четыре для мальчиков. Детей обучали петь, играть на музыкальных инструментах.
Вивальди преподавал в консерватории Ospedalo delta Pieta скрипку и пение, а также был руководителем оркестра и композитором. Творил он поистине с великолепной щедростью. В наследии Вивальди множество опер, ораторий, симфоний и сонат. Но наибольшую славу Вивальди принесли его концерты для различных инструментов, количество которых приближается к 500. t Первая половина XVII века в истории музыки ознаменована утверждением и развитием жанра сольного инструментального концерта. Вивальди — один из создателей этого жанра. Принцип concerto возник в рамках художественного течения барокко еще в XVII веке. Предшественником сольного концерта является concerto grosso, получивший свое совершенное воплощение в творчестве Арканджело Корелли (1653—1713).
Вивальди придал концерту четкость и компактность трехчастного цикла, окончательно утвердив место каждой части. Принцип контраста господствует не только в соотношении частей (быстро — медленно — быстро), но и внутри первой части (soli и tutti).
Музыка Вивальди глубоко демократична, связана с народными истоками. Ритмы народных танцев, оживленные картины народного праздника проникают на страницы его концертов.
Вивальди был скрипачом-виртуозом и поэтому отдавал предпочтение скрипичным концертам. Однако в его наследии есть произведения этого жанра для многих других инструментов. Примером служит концерт для виолы д'аморе ре минор.
Виола д'аморе — разновидность старинного смычкового инструмента виольт с резонирующими струнами. Звук инструмента мягкий, несколько приглушенный, Первая часть концерта построена на контрастном сопоставлении звучания массы оркестра с нежным голосом виолы д'аморе. Особенно выразительно звучание виолы во второй части, Largo. Нередко именно вторая часть в концерте Вивальди сосредоточивает в себе лирическую теплоту, а солирующий инструмент уподобляется человеческому голосу, поющему арию. Третья часть использует менее яркую тематическую основу, она построена на моторном движении. Это финал цикла.
Концерты Вивальди для двух гобоев с оркестром до мажор и ре минор демонстрируют мастерское владение техникой двойного концерта, огромный диапазон художественных приемов, интересное использование принципа дуэтности. Концерты различны но эмоциональному настроению, по характеру музыки. В концерте до мажор преобладает ослепительный свет, яркость красок, интенсивность движения (в финале). В ре-минорном — меланхолическая грусть медленных разделов («вздохи» струнных во вступлении), драматические интонации, напряженность звучания быстрых частей. Во второй части выразительный эффект задержаний в дуэте гобоев усиливает настроение элегической печали и драматизма.
Особое место в творчестве Вивальди занимают программные произведения. Среди них можно назвать такие популярные сочинения, как четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года», каждому из которых предпослан стихотворный эпиграф, концерт «Буря на море».
Концерт «Ночь» для фагота с оркестром — замечательный образец программности у Вивальди.
Постепенно спускающаяся на землю тишина, отголоски дневных забот, все поглощающий спокойный сон и наконец занимающаяся заря нового дня необыкновенно поэтично переданы музыкой. Многообразие ритма, красочные противопоставления оркестра и солирующего фагота, то мягко рокочущего, то напевного, оригинальное использование имитаций — все это характеризует звучание концерта.
Маленькая симфония соль мажор написана для струнного оркестра. Как и сольные концерты, она трехчастна Но это не единственное сходство с жанром концерта. В типичной для концерта рондообразной форме написана первая часть симфонии. Здесь мощно и энергично звучащая основная тема чередуется с контрастными эпизодами. Во второй части солируют скрипки. Динамика движения скрыта в мягко диссонирующих аккордовых секвенциях. Третья часть — обычный для финалов того времени танцевальный менуэт. Этой грациозной и изящной музыкой и заканчивается симфония.
Г. Сахарова
Ленинградский камерный оркестр организовался в 1961 году. Это был первый — ив то время единственный — камерный оркестр в Ленинграде. В его состав вошли артисты заслуженного коллектива республики Симфонического оркестра филармонии — первоклассные музыканты, подлинные энтузиасты камерного искусства. Первые же выступления Ленинградского камерного оркестра вызвали заинтересованность и симпатии публики.
В его составе 15 человек, но, в зависимости от требований партитуры, в концертах нередко участвуют и солисты — исполнители па духовых и ударных инструментах. Ленинградский камерный оркестр (в отличие от других аналогичных по составу коллективов) всегда работает и выступает без дирижера. Это значительно повышает ответственность каждого исполнителя, требует от него особой чуткости в ансамбле и глубокого знания не только своей партии, но и всей партитуры.
В оркестре с самого начала сложилась традиция: проводить репетиции регулярно два-три раза в неделю, независимо от количества и сроков предстоящих концертов (а первое время их было совсем немного!). Такая упорная работа помогала и созданию особенно слаженного ансамбля, и накоплению большого, разнообразного репертуара, в котором сразу же наметились два «направления». Первое — старинная музыка: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, А. Вивальди, А. Корелли, Л. Боккерини, И. Гайдн, В. А. Моцарт и др. Второе — современная, советская и зарубежная, музыка: Д. Шостакович, Г. Свиридов. В. Салманов, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Б. Барток и др.