Предлагаемая вашему вниманию пластинка, записанная инструментальным ансамблем «Мелодия» в июле 1974 года, является своеобразной вехой в работе популярного коллектива. Диск этот является первым чисто джазовым «гигантом» ансамбля, рассчитанным не на танец, не на развлечение, а на внимательное слушание. Это джаз, каким он стал спустя 75 лет после своего рождения в Новом Орлеане, — джаз, подружившийся с ритмами бита, с ладовой импровизацией, с искусственным (синтезированным) звуком, с электроникой.
В программу пластинки включены четыре большие композиции, очень разные по атмосфере, по своему характеру и образному строю, насыщенные сложной ритмикой, естественными и смодулированными тембрами. Пьесы построены на развернутых соло Константина Носова (труба), Георгия Гараняна (альт-саксофон), Алексея Зубова (сопрано- и тенор-саксофоны), Бориса Фрумкина (рояль), Игоря Кантюкова (бас-гитара) и Александра Симоновского (ударные), в то время как чисто оркестровые эпизоды (темы, вставки) занимают в общем сравнительно немного места. Таким образом, принцип создания и развития музыкальной ткани в этих пьесах построен не на принципе «биг-бэнда» (большого оркестра), а скорее на принципе «комбо» (т. е. малого импровизационного ансамбля).
«ЛАБИРИНТ». Пьесу открывает тема фанфарно-маршевого склада, воплощающая активное, действенное начало. Музыкальный лабиринт, через который автор проводит слушателя, изобилует странными, гротескными видениями... Шествие начинает каденция басовой гитары, записанной через фузз-педаль; безупречно работающий автомат, цепкие, «агрессивные» пассажи. Удивительные, причудливые музыкальные существа встречают нас на пути дальнейшего «следования по лабиринту»... Отметим также примечательное соло трубы в завершающем эпизоде пьесы (К. Носов) перед возвращением фанфарной темы...
«МАРИНА». Еще одна ладовая композиция с эффектным соло сопрано-саксофона в начале (А. Зубов). Неожиданно меняется темп, да и весь характер музыки: мелодия становится нежно женственной, фразы — гибкими, плавно закругленными, тон — жемчужно прозрачным. Мир спокойствия, сладостной мечты воплощен в романтически звучащем фортепианном соло (Б. Фрумкин) и затем — в импровизации трубы (К. Носов). Лишь последний эпизод (солисты А. Симоновский — ударные и А. Зубов — тенор-саксофон) возвращает нас к первоначальным, динамичным настроениям.
«ЛЕНКОРАНЬ». Эта композиция Г. Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной музыки, в частности, азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции причудливая, беспокойная, тревожно-возбужденная, а в одном из эпизодов — звукоизобразительная. Г. Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключенным синтезатором, использует здесь различные режимы эффекта эхо, «играет» ими, как бы заполняя звуками пространство, «развешивая» их в объеме...
«ОГНЕННАЯ РЕКА»— экспрессивная, острая пьеса. Тема ее раскрывается в большой импровизации А. Зубова. Это бесконечное развертывание, постоянное развитие и изменение; луч-звук саксофона А. Зубова прочерчивает необычную «осциллограмму», плетет ослепительную звуковую вязь. Эстафету принимают К. Носов (труба) и далее — ударник А. Симоновский. Вот уж где, действительно, река огня — сила, яркость, молодой задор!
Хочется надеяться, что инструментальный ансамбль «Мелодия», записавший уже несколько интересных эстрадных и танцевальных дисков, и в дальнейшем не раз обратится к концертному «джазу для слушания». Для этого у ансамбля есть все основания. В сложном меняющемся мире импровизаций и ритмов он стремится сказать самобытное слово, внести в джазовую музыку элементы нашей советской музыкальной культуры.
Арк. Петров