Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Среди творческих коллективов России, снискавших заслуженную известность на многих концертных эстрадах нашей страны,— Ансамбль скрипачей Сибири. Артистов Ансамбля, представляющего Тюменскую филармонию, хорошо знают не только в своем крае, где они сыграли десятки концертов для нефтяников, газовиков, рабочих, воинов, студентов, тружеников села, но и в городах всех союзных республик. Впервые заявив о себе в декабре 1978 года на VII фестивале советской музыки в Тюменской области, Ансамбль скрипачей во главе с художественным руководителем Михаилом Пархомовским обрел свой творческий почерк, отчетливо выявил свои репертуарные устремления и завоевал признание многочисленной слушательской аудитории, демонстрируя виртуозное мастерство, широту стилистического спектра, красочное тембровое богатство, которое делает звучание скрипок насыщенным, сочным и выразительным. Успехи Ансамбля — лауреата премии Ленинского комсомола Сибири — во многом связаны с личностью его бессменного художественного руководителя, заслуженного артиста РСФСР Михаила Пархомовского — музыканта неуемной творческой энергии, инициативного, обладающего огромным исполнительским и педагогическим опытом.
При том, что оригинальных произведений для ансамбля скрипачей существует крайне мало, в репертуаре коллектива тюменцев сегодня свыше 150 произведений. Это русская и зарубежная классика и, конечно, музыка наших современников. Большую часть исполняемых сочинений составляют транскрипции, которые были сделаны специально для Ансамбля композитором и скрипачом, солистом оркестра Большого театра СССР Григорием Заборовым. Его вкус, яркая творческая фантазия, блестящее знание неисчерпаемых возможностей любимого инструмента позволили добиться в ансамблевых транскрипциях высоких художественных результатов. Особенно удачно у автора и исполнителей прочтение театральной музыки выдающихся советских композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, К. Караева, О. Тактакишвили.
«Советская музыка составляет главенствующую часть репертуара коллектива,— говорит М. И. Пархомовский.— Например, наш концертный сезон 1986/87 года, года 70-летия Великого Октября, весь был посвящен исполнению советской музыки. Причем она звучала не только на традиционных фестивалях в Тюмени и Днепропетровске, но и на концертах Ансамбля в различных регионах страны, а это — многие и многие города всех советских республик. В юбилейный концертный сезон в наших программах прозвучали свыше 70-ти сочинений советских мастеров».
На протяжении всех лет, что существует Ансамбль, творчество Тихона Николаевича Хренникова постоянно находится в репертуаре коллектива. И если вначале это были отдельные фрагменты из его произведений («Русский танец» из оперы «Безродный зять», Вальс из музыки к спектаклю «Без вины виноватые»), то теперь сложилась развернутая программа концерта-монографии, ставшая своеобразной ант логией всей театрально-сценической музыки Хренникова (два балета, пять опер, музыка к драматическим спектаклям). Временной диапазон написания этих сочинений — более чем полвека (от 30-х годов до сегодняшних дней).
Эта монографическая программа, ныне представляемая в грамзаписи, исполнялась во многих республиках и городах страны, ей сопутствовал значительный успех у любителей музыки Москвы, городов Германской Демократической Республики.
В игре Ансамбля раскрываются театральная образность, щедрая красочность письма, искренняя теплота и демократичность мышления, присущие творчеству Хренникова.
Характерные черты почерка мастера вы услышите в Сюите из балета «Гусарская баллада»: в «Увертюре» - своеобразном «эпиграфе», в чуть ироничном «Парижском танце» с элегантным «порхающим» средним эпизоде и в сверкающей праздничной «Мазурке», в проникнутом светлой грустью «Прощании с детством», в изобретательно написанном и мастерски сыгранном «Антракте» к 3-му действию и в Адажио Шуры и Ржевского, в искрометном и весело-озорном «Финале
Разные грани театрального «перевоплощения» музыки Хренникова предстают в покоряющих искренностью чувств, светлой лирикой и шутливым задором сценах из балета «Любовью за любовь», в жгучей, «знойной» «Цыганской песне» из оперы «Доротея». Не менее впечатляюще выявлены в прекрасной интерпретации Ансамбля широкое мелодическое дыхание, открытость чувств в «Гимне любви» из балета «Любовью за любовь шаржированность, гротеск в «Танго Остапа Бендера» из «Золотого теленка», виртуозный блеск «Антракта» ко 2-му действию «Доротеи» — особая сценическая эффектность, свойственная театральным партитурам Хренникова. Мастерство артистов заставляет забывать о всех сложностях — тембровых, штриховых, интонационных, ансамблевых — и позволяет слушателям получать удовольствие от самой музыки, исполненной с темпераментом, артистизмом и увлеченностью.
В концертах коллектива охотно принимают участие мастера ведущих оперных театров страны. Так, многолетняя творческая дружба связывает Ансамбль скрипачей Сибири с выдающимся советским певцом, лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР Анатолием Соловьяненко. «Работа с этим великолепным мастером вокально-сценического искусства доставляет нам, музыкантам Ансамбля огромное эстетическое удовлетворение,— говорит Михаил Пархомовский. — Каждая встреча с ним — это школа общения с артистом, который своим мастерством мобилизует коллектив в его постоянном стремлении к совершенствованию».
Среди более полутора тысяч концертов Ансамбля, сыгранных им со дня основания,— десятки программ, исполненных вместе с Анатолием Соловьяненко. Сейчас к ним можно добавить и совместные грамзаписи.
Высокий профессионализм, интересные интерпретаторские идеи, создание оригинального репертуара несомненно определит дальнейшие творческие перспективы Ансамбля.
А этот альбом пластинок вновь подтверждает слова Тихона Николаевича Хренникова, сказавшего, что «каждая встреча с Ансамблем скрипачей Сибири, будь то концерт или грамзапись, даарит любителям музыки радость общения с настоящим искусством».
Евг. Баранкин