БОЛЬШОЙ ОРГАН
РИЖСКОГО ДОМСКОГО СОБОРА
Один из древнейших и значительнейших памятников столицы Советской Латвии — РИЖСКИЙ ДОМСКИЙ СОБОР. В его архитектурном комплексе, создававшемся с тринадцатого по девятнадцатое столетие увековечено искусство лучших мастеров. Внутренность собора украшают работы каменотесов средневековья, здесь можно любоваться резьбой по дереву мастеров пятнадцатого-семнадцатого веков, настенной росписью, витражами, декоративными кузнечными работами рижских ремесленников.
Сохранив свой средневековый облик, Домский собор стал в наши дни своеобразным музеем, знакомящим с различными культурно-историческими эпохами.
Широкой известностью пользуется и орган Домского собора. В 1881 году рижская городская управа обратилась к известной музыкальной фирме в Вюртемберге с просьбой построить в Домском соборе «самый большой и самый лучший в мире орган». Фирма выполнила заказ за неполных три года и в 1884 году сдала новый орган в эксплуатацию. Он имеет 5 клавиатур, 127 регистров, 6.768 труб.
При постройке инструмента были использованы новейшие достижения органной техники того времени. По свидетельству специалистов фирма, действительно, построила не только самый большой, но и самый совершенный по конструкции инструмент, один из лучших в мире.
Громадный технический прогресс нашей эпохи позволяет ныне создавать еще более удачные в конструктивном отношении, еще более крупные по размерам органы, но проблема благозвучия инструмента продолжает оставаться во многом не решенной. Реконструированный орган Домского зала по своему звучанию и сегодня принадлежит к числу лучших инструментов СССР и Европы.
Звуки органа, мощным потоком льющиеся под стрельчатыми сводами великолепного по своей акустике зала, как нельзя лучше гармонируют с обликом старинного здания, строгого и величавого. Домский концертный зал и его орган привлекают внимание ведущих отечественных и зарубежных исполнителей, а также многочисленных любителей музыки и ценителей старинной архитектуры. Проводящиеся здесь регулярные концерты снискали Риге славу одного из крупнейших центров органного искусства страны.
А. БУШ
АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР, созданный в 1956 году, пользуется заслуженной славой. Организатором и бессменным руководителем ансамбля является концертмейстер Большого театра Союза ССР, заслуженный деятель искусств Юлий Реентович. Семнадцать скрипачей — артистов Большого театра в настойчивых исканиях и творческих экспериментах создавали репертуар ансамбля и единый исполнительский стиль коллектива. Красота, насыщенность и теплота скрипичного звука, помноженного на семнадцать и разбитого на два, три или четыре голоса, создали его новое, необычайное по выразительности качество. Виртуозное мастерство каждого из участников приобрело в коллективном исполнении новую силу воздействия на слушателей.
Уже к концу первого года концертной деятельности ансамбль получил творческую поддержку выдающихся музыкантов. Со словами Шостаковича: «Первые шаги ансамбля убеждают нас в том, что будущее коллектива прекрасно» перекликается высказывание Ой страха: «Очень рад, что появился такой профессиональный коллектив. Скрипачи Большого театра много потрудились и создали действительно замечательный ансамбль с интересным и разнообразным репертуаром».
Концерт Баха, Соната и Пассакалья Генделя и другие произведения классического скрипичного репертуара нашли в коллективе отличного интерпретатора.
Широко представлена в репертуаре коллектива русская и западноевропейская классика. Заметное место в его репертуаре занимают произведения современных зарубежных композиторов.
Художественные достижения ансамбля, его музыкальность и превосходная сыгранность привлекли внимание советских композиторов. Они пишут для него оригинальные сочинения. Здесь можно назвать посвященную коллективу пьесу «На русском празднике» М. Чу лаки, пяти частную концертную сюиту для скрипичного ансамбля Р. Щедрина, пьесы Н. Ракова.
Ансамбль с успехом концертировал во многих странах. Впечатление зарубежных слушателей дополняют отклики выдающихся зарубежных дирижеров. «Виртуозная техника музыкантов ансамбля достигла настоящего совершенства. Великолепно отделанная фраза, богатая динамика — от мощного форте и до самого нежного пианиссимо, превосходное умение выразительно нюансировать — вот что отличает исполнение ансамбля» [Асен Найденов, Болгария). «Какой замечательной ансамбль, какое единство, какая дисциплина, какое вдохновение! Я получил огромное удовлетворение (Игорь Маркевич, Франция].
Музыкальность и мастерство участников в сочетании с их неустанным творческим трудом являются залогом дальнейших успехов ансамбля скрипачей, несущего слушателям радость и вдохновение.
Л. ГИНЗБУРГ
Редко можно встретить певицу такого творческого диапазона, такой художественной многогранности, как ГАЛИНА ОЛЕЙНИЧЕНКО. Природа наделила артистку исключительно богатым по тембру голосом, редкой способностью проникаться самыми различными стилями. Но эти качества не получили бы настолько совершенного художественного воплощения без необходимой в наше время и характерной для выдающихся музыкантов современности высокой общей культуры, интеллектуальности исполнительского стиля. Органичное соединение открытого, непосредственного чувства и убедительного, последовательного рационализма является самым ценным в искусстве Г. Олейниченко.
Еще за год до окончания академического образования, в 1953 г. молодая певица начала работать в Одесском театре оперы и балета. Затем она выступала на сцене Киевского оперного театра, а в 1957 г. получила приглашение в Большой театр Союза ССР. К этому времени Г. Олейниченко получила уже международное признание (первые премии на международных конкурсах в Бухаресте — 1953 г. и в Тулузе — 1957 г.). В последующие годы с мастерством Народной артистки РСФСР {это высокое звание было присвоено ей в 1964 г.) познакомились слушатели многих стран мира — Англии и ГДР, Франции и Венгрии, Австралии и Польши.
Искусство замечательной певицы знают не только оперные сцены, но и концертные эстрады. И здесь репертуар артистки необычайно широк — она поет сочинения Баха и Векерлена, Глюка и Шуберта, Листа и Дебюсси, Варламова, Мусоргского и Чайковского, Глиера, Хачатуряна и Дунаевского. Замечательно звучат в исполнении Г. Олейниченко и народные песни разных стран.
На этой пластинке вы услышите Г. Олейниченко в новом, несколько необычном жанре: она поет в сопровождении Ансамбля скрипачей Большого театра. Запись сделана в Домском концертном зале во время гастролей артистов в Риге.
И. БРАУН