Д-12479-80. Ф.Мендельсон (1809-1847). Трио № 1 для ф-но, скрипки и виолончели ре минор, соч.49
01
1.Molto allegro ed agitato
2.Andante con moto tranquillo
02
3.Scherzo.Leggiero e vivace
4.Finale.Allegro assai
Артур Рубинштейн, ф-но
Яша Хейфец, скрипка
Григорий Пятигорский, виолончель
ТОНКИЙ и своеобразный художник, создатель произведений, вошедших в сокровищницу музыкальной классики, выдающийся музыкальный деятель-просветитель — таков творческий облик Феликса Мендельсона, одного из крупнейших представителей музыкальной культуры Германии.
Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в интеллигентной и материально обеспеченной семье (ум. 4 ноября 1847 г. в Лейпциге). С детских лет Мендельсон находился в атмосфере искусства, его музыкальное воспитание осуществлялось под руководством видных педагогов.
Девяти лет Мендельсон уже выступал на концертной эстраде как пианист. К этому же времени относятся и его первые творческие опыты.
Увертюра «Сон в летнюю ночь», написанная семнадцатилетним Мендельсоном, — исключительный пример проявления творческой зрелости в юном возрасте. В эту же пору он написал значительное количество других произведений — квартеты, симфонии, фортепианные пьесы и даже оперу «Свадьба Камахо» на сюжет из «Дон-Кихота», и др.
За свою недолгую жизнь композитор создал много произведений в различных жанрах. Это и сочинения крупной формы — симфонии, оратории, концертные увертюры, инструментальные концерты, различные виды камерно-инструментальной музыки, вокальные ансамбли, духовные сочинения, множество пьес для отдельных инструментов — преимущественно для фортепиано.
Особое место в творческом наследии Мендельсона занимают фортепианные миниатюры «Песни без слов» — своеобразные инструментальные романсы.
Фортепианное творчество Мендельсона представлено и произведениями крупной формы — сонатами, фантазиями, каприччио.
Значительное место в творчестве Мендельсона занимает симфоническая музыка. Кроме увертюры «Сон в летнюю ночь» и др., популярны увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера»), а также «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз» и «Аталия» и др.
Из пяти симфоний Мендельсона выделяются его «Итальянская» и «Шотландская», навеянные впечатлениями от его путешествий в эти страны.
Лучшие стороны дарования композитора нашли свое выражение в гениальном Концерте для скрипки с оркестром. Композитор создал шедевр, стоящий в ряду таких блестящих произведений этого жанра, как скрипичные концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова.
Поэтичная образность, преобладание лирики, тяготение к фантастике, сказочно-легендарным сюжетам, тонкое восприятие природы — это характерные черты, отличающие творчество Мендельсона как композитора-романтика.
Историческое значение приобрела музыкально-общественная деятельность Мендельсона. В двадцать четыре года он занимал пост директора музыки в Дюссельдорфе. Здесь раскрылись и его дирижерские данные. Особенно развернулась музыкально-просветительская деятельность Мендельсона в Лейпциге — крупнейшем музыкальном центре Германии. Под управлением Мендельсона здесь прозвучали «забытые» гениальные творения Баха, Бетховена, Шуберта. Мендельсон был основателем первой в Германии Лейпцигской консерватории (1843 г.), сыгравшей основополагающую роль в развитии в Германии профессионального музыкального образования.