Каждый ребенок — поэт. Он видит мир по-своему, он слышит, как разговаривают игрушки, вещи н звери, как жалобно скрипит первый снег под салазками и что поет ветер. Потому и детская поэзия — особенная. Стихи приходят в жизнь ребенка как добрые, веселые, насмешливо-доброжелательные друзья, они растут вместе с ним, открывая громадный мир человеческих чувств и мыслей.
И если в детскую поэзию приходит настоящий большой поэт — его творчество обретает долгую и радостную жизнь. Его поэзия продолжает жить и после того, как ребенок, впервые услышавший и запомнивший его стихи, станет взрослым человеком.
Вот таким поэтом уже для нескольких поколений детворы является Корней Иванович Чуковский, один из создателей современной детской поэзии.
Первые произведения Чуковского появились еще в начале века. И сразу стали любимы и популярны. Его стихи прожили уже больше полувека, и им суждена еще долгая жизнь. Они стали классическими, приобрели известность почти во всех частях света. Английские, французские, польские, югославские ребята узнали о «приключениях Бибигона, о которых никто никогда ничего не слыхал...» Веселый Зайчик-побегайчик и храбрый Комар-победитель, кровожадный и трусливый Бармалей и добрый доктор Айболит, акула Каракула и Крокодил Крокодилович — все эти герои сказок Чуковского живут в пересказе, инсценировках, экранизациях, в операх и балетных номерах. Сказки, стихи, считалки, «перевертыши», дразнилки и загадки, созданные поэтом, стали существовать самостоятельно, обогащаясь детским словотворчеством, «продолжениями» и подражаниями.
Озорной, стремительный или забавно, по-сказочному медлительный ритм стихов, острота и неожиданность вымысла, сверкающая фантастичность сюжетов, а, главное, — доброта и поэтичность душевного настроя — всем этим поэзия Чуковского завоевала миллионную аудиторию.
Драгоценная способность, без которой, по словам поэта, «и человек не человек», способность верить, огорчаться, сострадать и сопереживать с героями сказки, стихотворения и даже загадки, присущая детям, находит в этой поэзии опору и одобрение. Смеясь, дети учатся жить, размышлять и чувствовать. А это очень много, это все для поэта и для его читателей. Сам Чуковский так определяет цель сказочника — «воспитать в ребенке человечность».
И когда дети, с нетерпением ожидающие, чтобы доктор Айболит добрался до Африки и вылечил больных зверюшек, пугаются, радуются и испытывают благодарность к волкам, орлам и китам, помогающим ему в пути, это значит, что цель достигнута. Когда они же, смеясь, слушают веселую «Путаницу» и быстро совершают подсказки-перестановки, это значит, что «нелепица-перевертыш» помогает их развитию.
«Мне самому удивительно, — говорил Чуковский, — что я все еще не бросаю пера. Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него». Именно поэтому продолжал писать и рассказывать поэт о жизни, прекрасной и таинственной, о людях, разных и интересных.
Вот и сейчас мы услышим, как читает он свои удивительные маленькие истории.
М. Бабаева
"Мелодия", 1979
Ленинградский завод
Художник Н. Литвинова
Зак. 1189. Тир. 17060