ДЖОВАННИ БАТТИСТА МАРТИНИ (1706–1784)
Соната ля минор для виолончели и чембало, соч. 19 №3
(переложение для альта и фортепиано и редакция Юрия Крамарова):
1 I. Andante 6.47
2 II. Allegro 2.14
3 III. Menuetto 1.51
И.С. БАХ (1685–1750)
Соната №1 соль мажор для виолы да гамба и чембало, BMW 1027
(переложение для альта Бориса Доброхотова, редакция партии альта Михаила Кугеля):
4 I. Adagio 4.56
5 II. Allegro ma non tanto 3.25
6 III. Andante 2.41
7 IV. Allegro moderato 2.57
НИКОЛО ПАГАНИНИ (1789–1840)
Соната до мажор, соч. 35
(редакция Ульриха Дрюнера, каденции к I и II частям Михаила Кугеля)
8 Larghetto 3.55
9 Cantabile. Andante sostenuto 2.48
10 Andante 6.18
МИХАИЛ ГЛИНКА (1804–1857)
Соната для альта и фортепиано (неоконченная)
11 I. Allegro moderato 10.03
12 II. Larghetto ma non troppo (Andante) 7.25
ФРАНЦ ВАКСМАН (1906–1967)
13 «Кармен», фантазия на темы оперы Жоржа Бизе
(редакция Яши Хейфеца – Михаила Кугеля) 11.32
Общее время звучания: 67.00
Михаил Кугель, альт
Сергей Лещенко, фортепиано (1–7)
Елена Кузнецова, фортепиано (8–13)
Записи 1979 (1– 7), 1989 (8–13) гг.
Звукорежиссёры: Ю. Стельник (1–7), П. Кондрашин (8–13)
Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01637
Величайшие русские альтисты. Искусство Михаила Кугеля
До наступления XX столетия альт считался в большей степени ансамблевым, чем сольным инструментом. Ситуация коренным образом изменилась в XX веке, когда на концертной эстраде заблистали имена выдающихся альтистов-виртуозов, среди которых и русские исполнители: Ф. Дружинин, Ю. Башмет, Ю. Крамаров, М. Кугель, И. Богуславский и другие. Возродившийся интерес к альту проявился и в большом количестве переложений для альта музыкальных произведений прежних столетий. Несколько удачных переложений представлены в данном альбоме альтовой музыки.
Михаил Кугель – автор Концерта для альта с оркестром, Сонаты для альта, Сонаты для фортепиано, Сюиты, Квартета, Камерной симфонии, Дуэта, камерной музыки, каденций к альтовым концертам, переложений, а также множества виртуозных пьес.
Джованни Баттиста Мартини – известный итальянский композитор, музыковед, певец, скрипач, клавесинист и капельмейстер. Замечательный образец его инструментального наследия – Соната ля минор для виолончели и чембало – демонстрирует уже происшедшее к тому времени слияние жанров sonata da chiesa и da camera.
Перу Иоганна Себастьяна Баха принадлежит около сорока сонат для различных инструментов. Большинство из них возникло в кётенский период творчества композитора. Три сонаты для виолы да гамба и чембало, BMW 1027–1029 были созданы в Кётене около 1720 года. В них Бах далеко опередил своих итальянских современников, придав клавесину, выполняющему скромную функцию генерал-баса, значение равного ансамблевого партнёра струнного инструмента
Соната Паганини, представленная в программе диска, в оригинале написана для большого альта с оркестром. Известно, что помимо блестящего владения скрипкой, Паганини свободно играл на гитаре и альте. Специально для него Берлиоз написал симфонию для альта с оркестром «Гарольд в Италии».
Соната для альта и фортепиано Михаила Глинки – дышит свежестью и чистотой мелодических линий. Глинка трудился над ней в преддверии трагических событий конца 1825 года.
В заключение программы диска звучит популярная Кармен-фантазия Франца Ваксмана, в оригинале написанная для скрипки и оркестра.