Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Бела Барток принадлежит к числу крупнейших музыкантов ХХ века. Талант его многогранен: он широко известен как композитор, концертирующий пианист, камерный исполнитель, педагог и, наконец, как музыкант, всю свою жизнь
посвятивший научному исследованию и собиранию фольклора.

В течение жизни Барток записал около 11 тысяч народных мелодий. Это глубочайшее знание истоков народной музыки не могло не сказаться на творчестве Бартока-композитора.

В самых сложных по музыкальному языку произведениях слышны народные ритмы, интонации, присущие народной песне.

Личность Бартока вызывала и вызывает по сей день живой интерес. Творческая судьба его достаточно типична: только после смерти композитора в полной мере было оценено значение его творчества. Выдающийся скрипач, большой
друг Бартока Иожеф Сигети пишет: «Теперь нам кажется странным, что тогда (в начале 20-х годов] больше интересовались Бартоком-пианистом, исполнителем классических и современных сонат, чем Бартоком-композитором...»

Квартеты занимают видное место в творческом наследии Бартока. Четвертый струнный квартет Бартока датируется 1928 годом. Это время трудных творческих поисков композитора. В этот период велик интерес Бартока к экспрессионизму. Вместе с тем его творчество 20-х годов носит следы влияния
Шенберга, Стравинского, Хиндемита. Но при всем этом композитор отстаивает свои собственные эстетические позиции.

Он категорически не приемлет догм додекафонной системы. В своих статьях Барток, например, доказывает, что наряду с новыми приемами атональной музыки по-прежнему жизнеспособна и полнокровна старая тональная система. В его самых сложных и жестких по звучанию произведениях (к ним относится и Четвертый квартет) не прерывается связь с элементами народной музыки.

В Четвертом струнном квартете при всей сложности музыкального языка нельзя не заметить типичных для венгерской музыки кварто-квинтовых оборотов, энергичного, захватывающего своей стихийностью танцевального движения с резкими, характерными для народного танца акцентами.

Известный венгерский музыковед Антал Молнар называет Четвертый квартет «музыкальным автопортретом» Бартока. Основной чертой этого произведения, по выражению Молнара, является «прометеева воля и могучая целеустремленность». Музыка квартета эмоционально богата и разнообразна. Образы его резки и рельефны. Четвертый квартет написан в симметричной пятичастной форме: две обрамляющие стихийно-стремительные части — Allegro и финал (Allegro molto), два скерцо — Prestissimo, con sordino и Allegro pizzicato и центр цикла — третья часть — Non troppo lento.

В первой части Барток применяет форму сонатного Allegro. Предельно жесткая, построенная на резких созвучиях главная партия соткана из коротких мотивов, полифонически развивающихся и как бы наложенных друг на друга. Контрастна
по отношению к ней побочная партия: более мягкий пентатонный лад, менее резкая инструментовка.

Вторая часть несет в себе характерные для Бартока черты пейзажности. Засурдиненный тембр инструментов, прием ponticello создают иллюзию завывающей вьюги. Медленная средняя часть квартета — ноктюрн, наполненный тревожными ночными шорохами и свирельными наигрышами. Четвертая часть — скерцо, построенное на сложных имитационных приемах развития и острейших звуковых контрастах. Финал квартета — типичное для Бартока «варварское аллегро», с акцентированным, настойчивым аккомпанементом. Стихийная. народная пляска приобретает особенно резкое звучание из-за сложной полифонической фактуры и жестких тембровых красок.

С точки зрения новизны, сложности и разнообразия приемов инструментовки квартеты Бартока не знают себе равных в музыкальной литературе. Четыре инструмента Звучат у Бартока как целый оркестр, включающий в себя и «духовые», и «ударные», и «народные» примитивные инструменты с их самобытными тембрами.

По сложности мысли, по тонкости нюансировки квартеты Бартока можно сравнить с такими величайшими шедеврами камерно-инструментальной музыки, как последние квартеты Бетховена.

Впервые 4-й квартет был исполнен в Будапеште в марте 1929 года известным квартетом Вальдбауэр-Керпеи. В наши дни это произведение входит в репертуар крупнейших квартетов мира.

Н. Фихтенгольц

* * *

В многогранном творчестве Дмитрия Шостаковича значительное место занимают его камерно-ансамблевые произведения, и в первую очередь струнные квартеты.

В квартетном творчестве Шостакович выступает как продолжатель бетховенских и шубертовских традиций: почти все его квартеты представляют собой как бы симфонии, написанные для четырех струнных инструментов, и отличаются глубочайшей эмоциональной насыщенностью. По мастерству развития, широте дыхания, напряженности кульминаций некоторые квартеты Д. Шостаковича не имеют себе равных в камерно-ансамблевой литературе. По построению и по форме его квартеты чрезвычайно разнообразны: среди них есть и предельно лаконичные и развернутые симфонические полотна. Много
нового внес Шостакович и в область технического использования возможностей струнного, квартета. Расширение диапазона квартета (почти «сверхвозможное») за-счет применения самых высоких регистров скрипки, множество тембровых, штриховых находок, интереснейшие и смелые сочетания перекрещивающихся голосов — вот далеко не полный перечень этих новинок. Необходимо отметить, что все новое, порой неожиданное, никогда не являлось для композитора самоцелью, а всегда рождалось в неразрывной связи с образным содержанием произведения.

Четвертый квартет, соч. 83, созданный в 1949 году, представляет собой по форме квартет-сюиту. В пользу такого определения говорит отсутствие сонатного развития в первой части (Allegretto), хотя и построенной на двух темах и имеющей элементы разработки первой темы, но фактически сочиненной в простейшей форме рондо. Начало квартета (первое проведение главной темы) по звучанию и колориту вызывает ассоциации с оркестром восточных инструментов.

Побочная партия чрезвычайно лаконична. Она состоит из двух метрически контрастных предложений — двухдольного и трехдольного. В репризе оба предложения трехдольны. Разработка и небольшая кода построены на элементах первой темы.

Вторая часть (Andantino) звучит как романс, написанный для струнных инструментов.

Элегически проникновенная тема, сопровождаемая простейшим, ритмически ясным аккомпанементом, проходит сначала у первой скрипки, а затем у виолончели. Развитие этой темы приводит к напряженной кульминации.

Лаконичная реприза, в которой тема романса звучит еще более эмоционально и элегично (этому способствует применение сурдин), вливается в полное раздумья послесловие, завершающее эту часть квартета.

Третья часть (Allegretto) написана в форме рондо. Засурдиненная звучность придает таинственный колорит первой теме и характер отдаленного звучания изложенной октавами трех инструментов второй теме. Третья тема, начинающаяся звучанием далеких фанфар на фоне, ритмически имитирующем малый барабан, представляет собой гротесковый эпизод, после которого следует еще одно проведение первой, темы и кода, построенная на всех трех темах части. Третья часть без перерыва переходит в четвертую.

Четвертая часть (Allegretto) — крупный по форме и насыщенный по содержанию финал. После небольшого вступления, порученного солирующему альту в сопровождении аккордов pizzocato, появляется первая тема с ярко выраженным еврейским мелодическим колоритом. Общая гротесковая характерность этой темы, как и второй, также имеющей заметные черты еврейской мелодики, обманчива: гротеск таит в себе драматическое зерно. Обращаясь к еврейскому мелосу, Шостакович не пользуется подлинными еврейскими темами, а создает их совершенно самобытно и в громадном диапазоне — от гротеска до вершин трагедийности. Эту линию, идущую от Мусоргского («Иисус Навин»; «Поражение Сеннахериба») и Прокофьева (Увертюра на еврейские темы), Шостакович развивает в ряде своих сочинений (Трио, Концерт для скрипки, Четвертый и Восьмой квартеты, Цикл. «Из еврейской народной поэзии»).

Разработка обеих тем финала, начинаясь pianissimo, развертывается в неуклонном нарастании драматургических конфликтов и приходит к напряженной и длительной кульминации, в конце которой проводится fortissimo вступительная тема финала, вводящая в репризу. Ниспадающее мелодическое движение первой скрипки, передающееся альту, приводит к
заключению всего сочинения, которое построено на элементах первой темы и темы вступления. Квартет завершается тающими аккордами pizzicato на фоне замирающего флажолета виолончели.

Первое исполнение Квартета № 4 состоялось 3 декабря 1953 года. Исполнители — Квартет имени Бетховена.

***

Квартет имени Танеева впервые выступил в Малом зале Ленинградской консерватории зимой 1946 года. Его участники в ту пору были еще студентами второго курса консерватории.

Музыканты много и упорно работали. Особенно любили играть квартеты Бетховена, Чайковского и Танеева. С живостью откликались на каждую квартетную новинку советских авторов. В их исполнении впервые прозвучали произведения ленинградских композиторов В. Салманова, О. Евлахова, В. Баснера, А. Чернова, Н. Агафонникова и других.

Имя С. И. Танеева присвоено квартету в 1963 году.

Артистическая свобода, безукоризненный ансамбль, умение прочесть авторский замысел — таковы черты исполнительского облика талантливого коллектива, заслужившего признание любителей камерной музыки своими многочисленными выступлениями и записями на граммофонные пластинки.

Интересны отзывы прессы о выступлениях Квартета имени С. И. Танеева. Вот некоторые из них.

«Квартет имени С. И. Танеева обладает высоким художественным мастерством. Его без колебаний можно включить в число лучших ансамблей Советского Союза» (книга «Мастера советского камерного ансамбля»).

"...Появление многих сочинений, по признанию самих авторов, было стимулировано перспективой услышать их в исполнении талантливого коллектива квартета имени С. И. Танеева..."

...Танеевцы показывают музыку «крупным планом». У каждого из них болышой яркий тон, и общему звучанию присущи основательность, монументальность. Живая «незасурдиненная» эмоциональность придает исполнению черты романтические. Впечатляет и непосредственность трактовок— словно слушаешь естественный свободный разговор четырех людей, ведущийся на музыкальном языке» (журнал «Советская музыка»).

«...Квартет имени С. И. Танеева из Ленинграда играет изумительно красиво. Музыкальность, благородство, дисциплина ансамблевого исполнения, красочность форте и пиано — все на наивысшем уровне...» (польский журнал «Рух музычны»).

В настоящее время Квартет имени С. И. Танеева выступает в составе — Владимир Овчарек (1-я скрипка), Григорий Луцкий (2-я скрипка), Виссарион Соловьев (альт) и Иосиф Левинзон (виолончель).