Диск 1
Симфония № 1 до минор, соч. 68 (1 – 4)
Общее время звучания: 49.22
Диск 2
Симфония № 2 ре мажор, соч. 73 (1 – 4)
Общее время звучания: 47.05
Диск 3
Симфония № 3 фа мажор, соч. 90 (1 – 4)
Симфония № 4 ми минор, соч. 98 (5 –8)
Общее время звучания: 68.23
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов
Записи 1981-1982 гг.
«Я никогда не напишу симфонии! Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой шаги гиганта», – писал Иоганнес Брамс дирижеру Герману Леви в начале 70-х годов XIX века, будучи уже знаменитым композитором. Замысел «Первой симфонии» формировался в течение многих лет, она была закончена только в 1876 году, когда ее автору исполнилось уже 43 года. Такой длительный путь напряженных поисков не покажется неожиданным, если иметь ввиду тот идеал, который Брамс видел в бессмертных бетховенских творениях.
Опираясь на классические традиции своих великих предшественников – Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамс обогатил их новым романтическим содержанием.
Верный ученик классиков, он поставил перед собой трудную задачу – кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, рассматривая циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой связаны между собой конкретной поэтической идеей. Связь с классическими и романтическими традициями, опора на народные истоки – все это образовало в творчестве Брамса тот сплав, который определил его неповторимый индивидуальный стиль.
Содержание четырех симфоний контрастно. Условно и обобщенно их можно охарактеризовать следующим образом: монументально-эпическая Первая симфония, жанрово-танцевальная Вторая, лирико-драматическая Третья и трагическая Четвертая.
То, что суждено нам, слушателям, перечувствовать и передумать, слушая эти произведения, так значительно и многообразно, что позволяет представить себе их содержание как размышление о жизни, в которой человеку сопутствуют тяжелая борьба, страдание и горе. Но существует и вечный источник мужества и вдохновения. Его Брамс видит в благородстве помыслов, в красоте природы. В этом глубочайшем гуманизме, в ее философском оптимизме необычайная притягательная сила его искусства.
Евгений Федорович Светланов (1928-2002), Народный артист СССР (1968 г.), величайший русский дирижер, а также композитор, пианист, публицист, общественный деятель.
Е. Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Многие из произведений под его управлением прозвучали впервые. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая.