Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
М. ЧУЛАКИ
ЛЕНИН С НАМИ
цикл хоров a cappella на стихи М. Лисянского
1. Славу Ильича народ хранит (1.32)
2. Конечно, Ленин мог зимой родиться (3.10)
3. Сияло имя Ленина (1.04)
4. Ту песню Ильич вспоминал (2.40)
5. Едет Ленин в гости на снежный край земли (1.40)
6. Был в ту пору Ленин тяжко болен (3.15)
7. Молчат на столе телефоны (2.30)

Сторона 2
8. Ленин с нами (1.06)
9. Говорят в народе (3.22)
П. Лисициан (баритон)
БОЛЬШОЙ ХОР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО. Художественный руководитель К. Птица

А. ХАЧАТУРЯН
ТРАУРНАЯ ОДА ПАМЯТИ ЛЕНИНА (9.50)
ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР. Дирижер А. Хачатурян

см. также Д—013555-6

Цикл хоров «а капелла» «Ленин с нами» на стихи М. Лисянского состоит из девяти частей, образующих единое, законченное целое. Он открывается гимническим хором «Славу Ильича народ хранит».
«Славу Ильича народ хранит,
Образ Ильича навеки врезан
В золото, и бронзу, и гранит,
В дерево, и мрамор, и железо,
В нашу память, в глубину сердец,
В солнечный пейзаж родной планеты.»
Вторая часть (для хора и баритона-соло)— «Конечно, Ленин мог зимой родиться»—написана в спокойных тонах колыбельной песни, проникнута светлыми, весенними настроениями: рождение Ленина символизирует весну человечества.
Третья часть—«Сияло имя Ленина» — повествует о величии и славе Ленина—вождя трудящихся всего мира, живущего «в сердцах людей всех стран и поколений».
Хор — «Ту песню Ильич вспоминал» сменяет третью часть. В сложную многоголосную музыкальную ткань хора композитор вплетает интонации любимой песни Ильича «Замучен тяжелой неволей», полностью звучащей лишь в заключении.
Следующая, пятая часть цикла — своеобразное «скерцо», яркое, радостное, блестящее. В нем композитор использует прием имитации народной манеры пения.
Шестой хор — «Был в ту пору Ленин тяжко болен» — рассказ о том, как в Горки «Ильичу в подарок глуховчане
Восемнадцать вишень принесли.
И в земную теплоту глубоко,
В старом парко, у крыльца,
Посадили прямо против окон
Молодые эти деревца.»
Музыка хора впечатляет своей напевностью, простотой, искренностью и задушевностью.
Седьмой хор — «Молчат на столе телефоны».
Ночь. Кремль. Кабинет, где работал Ленин.
«Здесь Ленин порой до зари
С работою не расставался.
Здесь бережно вещи хранят
Тепло его рук и дыханья.
...Царит нерушимый покой,
Молчат на столе телефоны.
Лишь время доносит порой
Кремлевских часов перезвоны.
Восьмой хор, — «Ленин с нами» — славящий бессмертие Ленина, переходит в финал — «Говорят в народе». Этот эпилог написан, как и «зачин» цикла, в торжественных, гимнических тонах.
«Говорят о народе, что Ильич родной
Неспроста родился на земле весной.
Наша правда миру светит, как маяк.
Говорят в народе, значит это так».
Слова «Ленин с нами, он всегда живой» завершают цикл.
* * *
Траурная ода памяти вождя революции В. И. Ленина, известная теперь как самостоятельное симфоническое произведение, была написана Арамом Хачатуряном, летом 1948 года.
«Я помню, — писал композитор в 1948 году, — чувство безграничного горя, пережитого мной в морозные дни тысяча девятьсот двадцать четвертого года, когда я медленно шел по озаренным кострами улицам Москвы.
Бесчисленные потоки таких же пораженных страшным несчастьем людей двигались, как и я, в Колонный зал... Не раз, вспоминая народ, охваченный глубокой скорбью, я думал о том, что надо сделать попытку выразить эти чувства. Но, признаюсь, у меня не хватало смелости... Теперь фильм поставил меня перед необходимостью сделать это. Собранные в нем воедино материалы жизни великого вождя дали такой острый душевный толчок, что внутренняя решимость созрела...»
Траурная ода — произведение цельное, компактное. Начинается ода медленными, тяжелыми аккордами; траурное шествие миллионов, прощание народов с вождем.
Весь центральный раздел—развитие скорбной темы, суровой, исполненной драматизма.
Кончается ода торжественно и строго: не смерть, а бессмертие провозглашает она, утверждая все истинно героическое, великое в жизни.

см. Д 008839-40