М. ЧУЛАКИ
ЛЕНИН С НАМИ
цикл хоров a cappolla на стихи М. Лисянского
1. Славу Ильича народ хранит
2. Конечно, Ленин мог зимой родиться
3. Сияло имя Ленина
4. Ту песню Ильич вспоминал
5. Едет Ленин о гости на снежный край земли
6. Был в ту пору Ленин тяжко болен
7. Молчат на столе телефоны
8. Ленин с нами
9. Говорят в народе
П. Лисициан (баритон)
БОЛЬШОЙ ХОР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО. Художественный руководитель К. Птица
А. ХАЧАТУРЯН
ТРАУРНАЯ ОДА ПАМЯТИ ЛЕНИНА
ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР. Дирижер А. Хачатурян
Цикл хоров «а капелла» «Ленин с нами» на стихи М. Лисянского состоит из девяти частей, образующих единое, законченное целое. Он открывается гимническим хором «Славу Ильича народ хранит».
«Славу Ильича народ хранит,
Образ Ильича навеки врезан
В золото, и бронзу, и гранит,
В дерево, и мрамор, и железо,
В нашу память, в глубину сердец,
В солнечный пейзаж родной планеты.»
Вторая часть (для хора и баритона-соло)— «Конечно, Ленин мог зимой родиться»—написана в спокойных тонах колыбельной песни, проникнута светлыми, весенними настроениями: рождение Ленина символизирует весну человечества.
Третья часть—«Сияло имя Ленина» — повествует о величии и славе Ленина—вождя трудящихся всего мира, живущего «в сердцах людей всех стран и поколений».
Хор — «Ту песню Ильич вспоминал» сменяет третью часть. В сложную многоголосную музыкальную ткань хора композитор вплетает интонации любимой песни Ильича «Замучен тяжелой неволей», полностью звучащей лишь в заключении.
Следующая, пятая часть цикла — своеобразное «скерцо», яркое, радостное, блестящее. В нем композитор использует прием имитации народной манеры пения.
Шестой хор — «Был в ту пору Ленин тяжко болен» — рассказ о том, как в Горки «Ильичу в подарок глуховчане
Восемнадцать вишень принесли.
И в земную теплоту глубоко,
В старом парко, у крыльца,
Посадили прямо против окон
Молодые эти деревца.»
Музыка хора впечатляет своей напевностью, простотой, искренностью и задушевностью.
Седьмой хор — «Молчат на столе телефоны».
Ночь. Кремль. Кабинет, где работал Ленин.
«Здесь Ленин порой до зари
С работою не расставался.
Здесь бережно вещи хранят
Тепло его рук и дыханья.
...Царит нерушимый покой,
Молчат на столе телефоны.
Лишь время доносит порой
Кремлевских часов перезвоны.
Восьмой хор, — «Ленин с нами» — славящий бессмертие Ленина, переходит в финал — «Говорят в народе». Этот эпилог написан, как и «зачин» цикла, в торжественных, гимнических тонах.
«Говорят о народе, что Ильич родной
Неспроста родился на земле весной.
Наша правда миру светит, как маяк.
Говорят в народе, значит это так».
Слова «Ленин с нами, он всегда живой» завершают цикл.
* * *
Траурная ода памяти вождя революции В. И. Ленина, известная теперь как самостоятельное симфоническое произведение, была написана Арамом Хачатуряном, летом 1948 года.
«Я помню, — писал композитор в 1948 году, — чувство безграничного горя, пережитого мной в морозные дни тысяча девятьсот двадцать четвертого года, когда я медленно шел по озаренным кострами улицам Москвы.
Бесчисленные потоки таких же пораженных страшным несчастьем людей двигались, как и я, в Колонный зал... Не раз, вспоминая народ, охваченный глубокой скорбью, я думал о том, что надо сделать попытку выразить эти чувства. Но, признаюсь, у меня не хватало смелости... Теперь фильм поставил меня перед необходимостью сделать это. Собранные в нем воедино материалы жизни великого вождя дали такой острый душевный толчок, что внутренняя решимость созрела...»
Траурная ода — произведение цельное, компактное. Начинается ода медленными, тяжелыми аккордами; траурное шествие миллионов, прощание народов с вождем.
Весь центральный раздел—развитие скорбной темы, суровой, исполненной драматизма.
Кончается ода торжественно и строго: не смерть, а бессмертие провозглашает она, утверждая все истинно героическое, великое в жизни.
см.
Д 008839-40