Моцарт В. Симфония №11 ре мажор, К. 84
1. Allegro
2. Andante
3. Allegro molto
Моцарт В. Симфония №54 си бемоль мажор, К. доп. 216
1. Allegro
2. Andante
3. Menuetto. Allegro molto
Моцарт В. Дивертисмент №3 фа мажор, К. 138
1. Allegro
2. Andante
3. Presto
Стерео-вариант:
С 0765-6
«Вечным солнечным светом в музыке»— назвал Моцарта Антон Рубинштейн.
Любовью к людям, верой в торжество разума, в победу света над тьмой, неиссякаемым оптимизмом порождено творчество одного из величайших гениев музыкального искусства.
История не знает творческой многогранности, подобной моцартовской. В течение своей короткой жизни — Вольфганг Амадей Моцарт умер, не достигнув еще и 36 лет — он создал произведения во всех музыкальных жанрах. И к какому бы из них ни обращался композитор — в каждом заключены сокровища непроходящей художественной ценности.
К жанру симфонии Моцарт обращался в течение всей своей творческой жизни: первые симфонии были написаны им в восьмилетнем возрасте, три последние, принадлежащие к величайшим созданиям моцартовского гения,—в 1889 году, за три года до смерти композитора. Всего им написано свыше пятидесяти симфоний.
Ранние симфонии, созданные Моцартом-юношей в период, когда могучее дарование художника еще не достигло полной зрелости, представляют собой по форме классические трех- или четырехчастные симфонические циклы.
В ранних симфониях Моцарта преобпадают светлые, радостные ничем не омраченные тона. Таковы одиннадцатая и пятьдесят четвертая симфония (последняя — юношеская, но опубликованная спустя много лет после ее написания, а поэтому в справочнике Кёхеля значащаяся под одним из поздних номеров).
Обе эти симфонии написаны для камерного состава оркестра. Ведущую роль в них играет струнная группа, особенно первые скрипки, которым, большею частью, поручается изложение мелодического материала; реже ту же роль выполняют деревянные духовые — флейты, гобои и фаготы (кларнеты появляются лишь в поздних симфониях Моцарта); медные — валторны и труба— самостоятельного значения не имеют.
Одиннадцатая симфония ре мажор (по Кёхелю № 84) состоит из трех частей.
Первая часть — Allegro. Основу ее составляют две музыкальные темы, мало контрастные по характеру. Их эмоциональный колорит окрашивает музыку первой части в безмятежно ясные, радостные тона.
Вторая часть — Andante. Певучая выразительная мелодия полна наивной лирики, чистой и целеустремленной.
Быстрый праздничный финал Allegro molto увенчивает симфонию.
Пятьдесят четвертая симфония си-бемоль мажор (по Кёхелю — доп. № 216) состоит из четырех частей.
Первая часть (Allegro) начинается мужественной, решительной мелодией — главной темой этой части. Другая, тема — ласковая, спокойная. Светлый колорит музыки первой части симфонии сохраняется в дальнейшем.
Вторая часть — миниатюрный менуэт, построенный на сопоставлении двух эпизодов — решительного, остро ритмованного, звучащего торжественно и громко, и лирического, напевного, звучащего «вполголоса», с оттенком грусти.
Виртуозный финал завершает произведение.
Оркестровые сюиты «Серенады» и «Дивертисменты» возникли как произведения развлекательного характера, которые Моцарт вынужден был сочинять, состоя на службе при дворе архиепископа Зальцбургского. Однако многие из этих сочинений вышли далеко за пределы бытовой развлекательной музыки и приближаются по своему складу к симфониям. К их числу принадлежит и «Дивертисмент» фа мажор. Светлая и ясная музыка «Дивертисмента» временами затуманивается налетом меланхолической грусти. Такова, например, вторая тема первой части — изящного Allegro. Та же затаенная грусть слышится во второй части (Andante)—лирическом монологе, полном глубокого чувства. Дивертисмент заканчивается коротким, быстрым и эффективным финалом.
К. Сеженский