ИОНАС ШВЯДАС
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, КОМПОЗИТОР, ПРОФЕССОР (1908—1971)
I
Вступительное слово Ионаса Швядаса
Меня матушка бранила, пьеса для каиклес соло
Эхо долин, рапсодия
Литовские народные песни в обр. И. Швядаса:
Ой ты, божье дерево. Уж солнышко садится. Я спляшу. Наша молодая невестка
И. БАЛЬЧИТИТЕ (канкпес) — 2, 4—7
М. АЛЕШКЕВИЧЮТЕ (4—7)
II
Пакелткоис, пьеса для квинтета бирбине
Багатели для канклес соло из цикла «По полевой тропе»:
1. Белые клеверки. 2. Горошки. 3. Ромашка. 4. Незабудки. 5. Куколки.
Зайчик, полька
Шатрия, увертюра
Квинтет бирбинистов ансамбля «СУТАРТИНЕ» (1)
И. БАЛЬЧИТИТЕ (канкпес) — 2
Группа скудучяй ансамбля «ЛЕТУВА» (7)
Оркестр кафедры литовских народных инструментов Гос. консерватории Литовской ССР. Руководитель В. ЛЕЙМОНТАС
Звукорежиссер В. Кондротас
Художник Р. Буйвидас
Фотограф В. Корешков
ИОНАС ШВЯДАС
Еще в детстве рожденная любовь к литовской народной музыке сопровождала композитора И. Швядаса всю жизнь. С народной песней, с литовскими народными музыкальными инструментами связана вся его содержательная и разносторонняя творческая, педагогическая и общественная деятельность.
Музыку И. Шяядас изучал в Клайпедской музыкальной школе (консерватории). Кроме специальности тромбона он изучал теорию композиции у С. Шимкуса и Ю. Жилявичуса. По окончании музыкальной школы он играл в оркестре Каунасского оперного театра; позже работал учителем в Каунасской гимназии «Аушра» и вел класс тромбона в Каунасской консерватории. И. Швядас записывал народные песни, собирал и усовершенствовал музыкальные инструменты, писал хоровые песни, музыку для тромбона и драматических спектаклей.
Самое широкое м пожалуй самое важное поле деятельности И. Швядаса — Государственный ансамбль песни и танца Литовской ССР (основан в 1940 году). Для того чтобы создать национальный ансамбль, кроме репертуара и национальных костюмов, нужно было усовершенствовать и возвратить в жизнь литовские народные инструменты, создать из них оркестр. Так рождался новый жанр сценического искусства.
Под руководством И. Швядаса за 23 года (до 1962 года) этот коллектив подготовил десятки новых концертных программ и музыкальных монтажей.
С репертуаром народных ансамблей в сущности связана и творческая деятельность композитора. Полюбились и получили широкое распространение как оригинальные, так и народные песни в обработке И. Швядаса; популярны его пьесы для литовских народных инструментов скудучяй, канкпес, бирбине, для оркестра народных инструментов. Его более яркие крупные инструментальные произведения — это рапсодия «Клоню видай», концерт для канкпес с окрестром и увертюра «Шатрия». В честь десятилетия и двадцатилетия Советской Литвы композитор написал две кантаты, которые звучали во время юбилейных праздников песни.
И. Швядас был профессором Государственной консерватории Литовской ССР,— знаменитым педагогом. Он же бессменный дирижер республиканских праздников песни.
За заслуги в развитии народной музыкальной культуры и за руководство заслуженным Государственным ансамблем песни и танца Литовской ССР И. Швядасу
присуждена Государственная премия (в 1950 году) и почетное звание народного артиста Советского Союза (в 1954 году).
В. ЛЕЙМОНТАС
-------------------------------------------------------------------------------------------------
A1.1 Jono Švedo Įžanginis Žodis
A1.2 Mane Motulė Barė (Pjesė Kanklėms Solo)
A2 Klonių Aidai (Rapsodija)
A3 Oi Tu Dzieme Dziemedėli
A4 Jau Saulutė Leidžias
A5 Aš Pašoksiu
A6 Mūs Jauna Martelė
B1 Pakeltkojis (Pjesė Birbynių Kvintetui)
Bagatelės (Kanklėms Solo Iš Ciklo "Pievos Taku")
B2 1. Baltieji Dobilėliai
B3 2. Žirnikai
B4 3. Ramunėlės
B5 4. Neužmirštuolės
B6 5. Kukalėliai
—
B7 Kiškelis (Polka)
B8 Šatrija (Uvertiūra)