П. ЧАЙКОВСКИЙ — Ариозо Мазепы («Мазепа», 2 д.)
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Песня Веденецкого гостя («Садко», 4 карт.)
Ария Грязного («Царская невеста», 1 д.).
Ариозо Мизгиря («Снегурочка», 3 д.)
С. РАХМАНИНОВ— Каватина Алеко («Алеко»).
В. МОЦАРТ— Ария Дон Жуана («Дон Жуан», 1 д.)
ДЖ. ВЕРДИ
Ария Ренато («Бал-маскарад», 4 д.)
Речитатив и ария ди Луна («Трубадур», 2 д.)
Ария Жермона («Травиата», 2 д.)
Р. ЛЕОНКАВАЛЛО
Пролог («Паяцы»).
Ария Чаттертона («Чаттертон»)
на итальянском языке (6—11)
ОРКЕСТР БОЛЬШОГО ТЕАТРА.
ДИРИЖЕР МАРК ЭРМЛЕР
Звукорежиссер В. Антоненко
Заслуженный артист РСФСР Юрий Мазурок — солист Большого театра СССР. Он родился в 1931 году. Музыкальное образование получил в Московской государственной консерватории, затем в аспирантуре у профессоров С. И. Мигая и О. С. Свешниковой.
Ю. Мазурок — лауреат I! Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1962 г.), Международных конкурсов «Пражская весна» (1960 г.), имени Энеску в Бухаресте (1961 г.), Международного конкурса вокалистов в Монреале (1967 г.).
В 1963 году певец дебютировал на сцене Большого театра СССР в партии Онегина. Ныне он поет партии лирического баритона во многих спектаклях классического и современного репертуара. Среди них Елецкий, Мазепа («Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского), Жермон («Травиата» Верди), Веденецкий гость, Грязной, Мизгирь («Садко», «Царская невеста», «Снегурочка» Римского-Корсакова), Андрей Болконский («Война и мир» Прокофьева), Деметрий («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини) и другие.
Вот что писала в журнале «Музыкальная жизнь» (1968 г. № 6) народная артистка СССР Ирина Архипова:
«...Правильная школа, полученная Мазуроком, позволила ему утвердиться внутренне, в своем певческом самосознании, и закрепить свои позиции как артиста Большого театра Молодой певец сразу получил ведущую партию: дебютируя в Онегине, он был несколько скован сценически, но пел хорошо, оправдывая лучшие надежды.
Вслед за Онегиным — Болконский («Война и мир») и Елецкий («Пиковая дама»). Прекрасные внешние данные, благородная осанка, лирическая окраска голоса— все здесь помогало певцу. Именно певческие его качества укрепились и развились в первых партиях, в исполнении которых превалировало вокальное начало.
...Однако это не значит, что первые оперные герои Мазурока были «внеобразны». Эмоциональность и разочарованность Онегина, возвышенное и самоотверженное чувство Елецкого, жажда жизни, патриотизм, надежда и любовь князя Андрея Болконского — все было обрисовано пением, возникало из пения, базировалось на нем...
Не открытый, а внутренний темперамент артиста несомненен. Особенно для тех, кто слышал его в партии Деметрия.
«Сон в летнюю ночь» Бриттена — опера сложная, непривычная, но очень интересная по музыке. И то, что именно в таком оригинальном произведении и в таком персонаже, как Деметрий, раскрылся темперамент певца, сумевшего подчеркнуть комедийность ситуаций, говорило в пользу исполнителя...
Здесь снова проявилось и пошло на пользу образу свободное, округлое, яркое и, я бы сказала, жизнеутверждающее звучание голоса.
В меру, убедительно выявился темперамент артиста в партии Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Мазурок решает здесь свои задачи не только с отлично развитым чувством юмора, но и с большим вкусом.
Особенно хорош Мазурок в «Садко». Партия Веденецкого гостя значительна и по музыке, и по смысловой нагрузке, трудна вокально. Трудности тесситуры, требующей развитого верхнего регистра, многократно усиливаются ритмическими сложностями... И Мазурок поет Веденецкого гостя блестяще. В самом пении трепещет и переливается изящество Венеции, ощущается родовитость ее «полномочного представителя», который так увлекательно умеет рассказать о соблазнах и поэтичности своего края, что Садко решается плыть именно за ним, забыв о суровой прелести земли варягов и о чудесах Индии, только что воспетых в прекрасных ариях.
Широта творческого диапазона певца сказывается и в его камерном репертуаре. Концертные выступления не случайно принесли Мазуроку три международные премии: «Пражской весны», конкурса имени Энеску в Бухаресте в 1961 году и конкурса в Монреале в дни Всемирной выставки 1967 года.
Поет он замечательно, и мне, как слушателю, всегда очень приятны его выступления и в оперных спектаклях, и в концертах, где ему помогает еще один, довольно редкий дар — чувство стиля. В сочетании с владением голосом это дает превосходные результаты. Если он поет Монтеверди или Масканьи, то эта музыка будет у Мазурока всегда итальянской и вместе с тем со стилевыми особенностями, присущими творчеству композиторов, отделенных друг от друга тремя столетиями.
И уж, конечно, в Чайковском и Рахманинове всегда будет жить неизбывное и возвышенное «русское начало», тогда как в Шуберте и Шумане все определит чистейший романтизм. Русские старинные песни покорят вас своей ширью и задушевностью, советские песни, наверняка, прозвучат сильно, мужественно, и в самой манере петь обнаружатся те удивительные уверенность и оптимизм, которые вообще отличают характер нашего современника и соотечественника.
Вот такое умение уловить главное в любом произведении и донести это главное до любой аудитории— счастливое свойство немногих. Мазурок в их числе. Подобная художественная интуиция обнаруживает подлинную интеллигентность и интеллект певца...».