Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЭСТРАДА ПЛАНЕТЫ
ЛЕОНИД УТЁСОВ

Лет сорок назад я увидел Утёсова на сцене ленинградского театра, поразившего зрителей программой с несколько эксцентрическим названием – «От трагедии до трапеции». Утёсов играл Раскольникова, пел Менелая в «Прекрасной Елене», играл на скрипке, пел романс, аккомпанируя себе на гитаре, демонстрировал цирковое антре, читал рассказ Зощенко, танцевал вместе с балериной Пильц и в финале исполнял сложный акробатический номер! Только один жанр не был продемонстрирован Утёсовым в этом представлении – джаз. Джаз, которому Леонид Осипович отдал все последующие годы своей жизни.
Истинной датой рождения утёсовского джаза, с моей точки зрения, следует считать первое представление «Музыкального магазина» в ленинградском мюзик-холле в 1930 году. За дирижёрским пультом стоял молодой Дунаевский. Спектакль был насыщен эксцентриадой, комическим гротеском и вместе с тем нёс серьёзную полемическую мысль. Утёсов, исполнявший роль продавца музыкального магазина, иронизировал над догматической платформой Рапа, прокламировавшего некую схоластическую «пролетарскую» музыку. Пожалуй, с этого вечера и началось шествие Утёсова по эстрадам страны, которое он сам определил поэтической формулой «с песней по жизни».
Людям военного поколения стоит вспомнить утёсовский «Вечер на рейде», «В лесу прифронтовом» или «Одессита-Мишку», как их охватывает волнение, и в памяти проступают образы сурового, но прекрасного времени…
А когда наступил День Победы, на площади Свердлова перед москвичами засверкали на солнце саксофоны и трубы утёсовского оркестра, вздымавшие победный марш.
В чём же «секрет успеха» Леонида Утёсова? Ведь он не обладает, как известно, большим голосом, он не поражает нас чудом актёрского преображения, ибо сознательно отказался от судьбы драматического актёра и целиком посвятил себя песне.
И всё же Утёсов остаётся прежде всего актёром. В каждой песне, в каждой музыкальной миниатюре Утёсов создаёт образ героя песни или самой песни. Не зря он поёт: «Как ротный простой запевала, я шёл с ней сквозь ветер и дым. А голоса коль не хватало, я пел её сердцем своим».
Петр ТУР