Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Звукорежиссёр Э.Шахназарян
Редактор И.Орлова

«Елена Образцова находится сейчас в такой стадии своей артистической карьеры, когда для певицы уже не существует никаких трудностей — вокально-технических или образно-эмоциональных. Как художник она во всеоружии своего искусства, которое способно передать самые сокровенные, самые глубокие и искренние чувства и переживания, запечатленные в мировой оперной и камерной вокальной литературе»,—писал один из критиков во время выступлений советской певицы в оперном театре города Марселя в 1974 году. И хотя суждение это было вынесено рецензентом, знавшим исполнительское творчество Е. Образцовой далеко не в полном объеме, он верно подметил на примере нескольких концертных программ и оперных партий абсолютную свободу художественного высказывания певицы, силу эмоционального воздействия ее трактовок.
Искусство Е. Образцовой приобрело за последние годы широкий международный резонанс. С большим успехом гастролировала она в составе труппы Большого театра в Италии (1973) и США (1975), пела на Вис-баденском фестивале (1972 и 1973), в барселонском театре «Лисео» (1973 и 1974), концертировала во Франции, Венгрии, Польше, Испании, Японии. В сентябре 1975 года она была первой из советских певиц, выступившей на сцене оперного театра Сан-Франциско. Ей было предоставлено почетное право петь на открытии сезона в «Трубадуре» Верди, где ее партнерами были всемирно известные певцы Д. Сазерленд и Л. Пава-ротти.
Переломным в творческой судьбе Образцовой стал 1970 год, когда она вышла победительницей двух международных конкурсов — имени Чайковского в Москве и имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Соревнования эти подвели итог первому этапу становления артистической личности Образцовой, начавшемуся ее победой на Втором Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в 1962 году и дебютом, год спустя, на сцене Большого театра в роли Марины Мнишек («Борис Годунов»), Конечно, конкурс имени Чайковского не открыл в творческом облике певицы каких-либо принципиально новых черт, и тем не менее в прессе совершенно справедливо отмечали, что в искусстве ее произошел существенный сдвиг, качественный скачок. Стал насыщеннее, ровнее звучать голос на протяжении всего диапазона, отточенней вокальное мастерство, свободней звуковедение. Но главное — обогатилось, стало тоньше, глубже эмоциональное видение музыкального образа. В вокальное искусство наших дней вошла яркая личность со своим строем мыслей и чувств, художник отчетливо выраженного романтического склада.
Оперная и концертная деятельность у Елены Образцовой взаимно дополняют, обогащают друг друга. Из обширного репертуара артистки можно выделить круг сочинений, которые в известной мере определяют ее исполнительский облик. На оперной сцене это «Аида» (Амнерис), «Трубадур» (Азучена), «Царская невеста» (Любаша), «Хованщина» (Марфа), «Кармен», на концертной эстраде — произведения Баха, Генделя, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Гранадоса, де Фалья, Прокофьева, Свиридова.
Музыка Баха и Генделя занимает в ее камерных программах особое место. Регулярно, на протяжении многих лет выступает она с исполнением арий из «Страстей по Матфею», «Пасхальной оратории», Мессы си минор, отдельных кантат И. С. Баха, арий из опер «Флавий» и «Адмет», оратории «Самсон», «Те Deum» Г. Ф. Генделя.
О своем отношении к музыке Баха и Генделя певица говорит так: «Для меня обращение к сочинениям этих композиторов — насущная творческая потребность. Я не представляю себе артиста, который мог бы пройти мимо них. То есть, я знаю, конечно, что есть знаменитые певцы, не исполняющие этой музыки, — это прежде всего воспитанники итальянской вокальной школы, но там вообще нет, например, традиций ба-ховского исполнительства, и это уже другой вопрос. Произведения Баха и Генделя трудны технически и, может быть, еще в большей мере — эмоционально. Это хорошо известно как музыкантам, так и слушателям. И все-таки музыка Баха и Генделя остается фундаментом творческого развития для многих поколений певцов, именно здесь оттачивается, совершенствуется мастерство настоящего художника-интерпретатора. Каждый раз я открываю в ней новые красоты и не перестаю восхищаться ее совершенством, глубиной и возвышенной красотой.
Конечно, невозможно составить сколько-нибудь ясного представления о масштабе творчества Баха или Генделя, если знать только те сочинения, с которыми выступаешь сам. Мне знакомы, например, произведения, созданные Бахом в разных жанрах. Это его «Бранденбургские концерты» и оркестровые сюиты, «Хорошо темперированный клавир» и концерты для фортепиано, скрипичные сонаты и партиты и виолончельные сюиты, органные композиции, кантаты, не говоря уже о монументальных ба-ховских творениях, — «Страстях», Мессе, «Рождественской оратории», каждое из которых мне известно, как минимум, в трех-четырех исполнительских вариантах.
Слушая, как трактуют музыку Баха крупнейшие артисты нашего времени, анализируя и сопоставляя их художественные прочтения одних и тех же произведений, лишний раз убеждаешься в том, насколько объемно, безгранично, неисчерпаемо творчество великого композитора. Даже самая вдохновенная, захватывающая интерпретация не может охватить эмоциональную мно-гослойность, многогранность баховских композиций. В них всегда есть место для того, чтобы талантливый музыкант смог сказать свое, новое слово.
Для меня музыка Баха не музей, не документ давно минувшей эпохи, пробуждающий чисто академический интерес. Она обращена к нам, нашим современникам, она живет, трепещет, она напоена душевным теплом, она обращена к самому чистому, возвышенному в человеке и призывает нас быть мудрее, строже к себе».
Настоящая программа записана Е. Образцовой в мае 1975 года.
В. ТИМОХИН