Сторона 1
1. Про кошечку и собачку («Волшебное кольцо»)................8:30
И.А. Лушников (д. Ярки Богучанского района Красноярского края)
Запись 1989 г.
Сторона 2
2. Дочь и падчерица.................5:36
Л.В. Белова (пос. Киренск Киренского района Иркутской области)
Запись 1975 г.
3. Коза ярая.............................3:22
А.В. Федоринова (д. Барановка Змеиногорского района Алтайского края)
Запись 1988 г.
Составители С. Матвеева, Н. Леонова
Звукорежиссер М. Дидык, Р. Матвеева, Р. Назаренко
Редактор К. Симонян
Художник В. Шумаков
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
БУРЯТСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Грампластинка впервые знакомит слушателей с подлинным звучанием
русских народных сказок Сибири, записанных в 70-е – 80-е гг. во
время экспедиций. Она включает две сказки волшебные и одну сказку
животного эпоса.
Волшебные сказки демонстрируют два различных исполнительских стиля,
отражающих тенденции в сказительстве Сибири последних десятилетий:
классический, как мы его представляем по известным записям и
описаниям, с его мерности речи, вниманием к эпической обрядности,
поэтической формульности (сказка И.А. Лушникова «Про кошечку и
собачку»), и реалистический, когда волшебная сказка по форме
сближается с новеллой, социально-бытовым повествованием (сказка Л.В.
Беловой «Падчерица»). Эпически спокойная неторопливая манера,
соответствующая сдержанному, немногословному характеру И.А.
Лушникова, контрастирует с эмоциональным рассказом Л.В. Беловой. В
диалогах сказки И.А. Лушникова нет резких интонационных изменений,
их отличает спокойная рассудительность, несуетность. Л.В. Белова
ведет «разговор» «на голоса», подчеркивая характер действующих лиц и
лексикой, и многообразием интонационного рисунка: от грубого,
резкого тона мачехи, отдающей приказание, до мягкого, ласкового,
даже елейного тона падчерицы, а иногда и авторской речи.
Сказка А.В. Федориновой «Коза ярая» – типичная детская
сказка-пестушка, с характерным для сказок такого типа гармоничным
слиянием сказочной повествовательной и прибауточной стихотворной
форм. Исполняется задорно, с элементам театрализованности.
Р. Матвеева
Серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Том 6