Приложение к книге: Бурнашев, Николай Петрович. Олонхо "Кыыс Дэбилийэ". Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.
Сторона 1
1. Вступительный речитатив и песня Кулун Куллуструура из олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» — 6.23
И. Г. Тимофеев-Теплоухов
2. Песня шаманки Айыы Умсуур из олонхо «Нюрун Боотур Стремительный» — 3.04
У. Г. Нохсоров
Сторона 2
3. Песня богатыря Нижнего мира из олонхо «Богатырь Кюн Джёсюёлджют» — 2.40
П. П. Ядрихинский
4. Песня девы-абаасы из олнохо «Юрюнг Уолан» — 1.07
У. Г. Нохсоров
5. Песня посыльного Сорук Боллура из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» — 1.10
У. Г. Нохсоров
6. Песня Хачылаан Куо из олонхо «Юрюнг Уолан» — 2.56
У. Г. Нохсоров
Составитель А. Решетникова
Консультант Н. Данченкова
Звукорежиссер М. Дидык
Редактор К. Симонян
Художник В. Шумаков
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ. ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ ЯКУТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «КЫЫС ДЭБИЛИЙЭ»
На пластинке представлены фрагменты якутских сказаний в исполнении выдающихся олонхосутов И.Г. Тимофеева-Теплоухова, П.П. Ядрихинского и У.Г. Нохсорова, которые воплощают традиции цетральноякутского стиля сказывания. К сожалению, фонозаписи олонхо «Кыыс Дэбилийэ» нет. Но шесть напевов, характеризующих основные типы эпических героев (мужские и женские персонажи Среднего и Нижнего миров, а также белая шаманка Верхнего мира), в полной мере представляют стиль и характер пения в центральноякутских олонхо и позволяют судить о музыкальной драматургии сказания «Кыыс Дэбилийэ».
В якутской эпической традиции сложилась устойчивая система типов интонирования, связанных с определенными героями олонхо. Поэтому пластинка составлена таким образом, что на первой стороне даны напевы героев Верхнего и Среднего миров, а на второй – фрагменты музыкальных характеристик персонажей Нижнего мира.
В. Никифорова
Серия "ПАМЯТНИКИ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ". Том 4