Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
И. БРАМС (1833—1897)
Сторона 1
Соната для кларнета и фортепиано фа минор, соч. 120 № 1
1 Allegro appassionato 8.49
2. Andante un poco Adagio 5.17
3. Allegretto grazioso 4.00
4. Vivace 4.57

Сторона 2
Соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 120 № 2
1. Allegro amabile 8.00
2. Appassionato ma non troppo Allegro 5.06
3. Andante con moto 6.49

Альгирдас Будрис, кларнет
Повилас Стравинскас,фортепиано

Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Г. Юркунене
Запись 1981 г.

В богатом музыкальном наследии Брамса значительное место принадлежит весьма многочисленным камерно-инструментальным ансамблям. Интерес к камерным жанрам не уменьшился и в последние годы творчества, а под впечатлением игры Рихарда Мюльфельда — кларнетиста придворного Мейнингеиского оркестра — Брамс создал несколько партитур с участием этого инструмента. Так появилось Трио дпя кларнета, виолончели и фортепиано, соч. 114, Квинтет с кларнетом, соч. 115, и две кларнетные сонаты, соч. 120, записанные на этом пластинке.
Летом 1893 года 60-летнии Брамс закончил работу над последним циклом фортепианных пьес — тремя интермеццо и рапсодией, соч. 119. Но уже нескопькими годами раньше он почувствовал себя стареющим, жаловался на отсутствие вдохновения и решил, что остаток жизни следует посвятить приведению в порядок рукописей либо их переработке. Прежде всего композитор завершил цикл обработок для голоса и фортепиано немецких народных песен, выпустив их в семи тетрадях. Показательно, что мелодия последней, 49-й песни («Тихо восходит луна») была та самая, которую Брамс использовал в фортепианной сонате, соч. 1. «Повторение символически показывает, что все кончено», что этим он как композитор «недвусмысленно откланялся» — читаем в письме Брамса к издателю. И все же новые мысли просились на нотную бумагу: настал черед кларнетным сонатам, написанным летом следующего года в живописном курорте Ишле. Кстати, во всех упомянутых выше произведениях партию кларнета Брамс разрешил заменить альтом, но из-за этого они во многом теряют в тембровом отношении, ибо писались прежде всего с учетом специфики кларнета. А на образный строй музыки повлияли события личной жизни Брамса, прежде всего смерть целого ряда близких друзей. Исследователи (К. Гейрингер) отмечают«известную строгость и хрупкость звучания, нежную грусть, лишь изредка нарушаемую более энергичными и даже радостными тонами, великолепное совершенство формы всех частей». Музыка Первой сонаты, особенно ее первой части, более драматична и мрачна; поражают продуманные до мелочей взаимосвязи тематизма и его развитие. Ностальгией и некоторыми отголосками Шумана веет от Andante этой сонаты, напоминающего «меланхолического певца» Мейнингенского оркестра, то есть Мюльфельда. В Allegretto grazioso отчетливо звучат интонации и ритмы лендлера. Завершается цикл энергичным рондообразным финалом. Певучесть и выразительность кларнета во всей красоте раскрываются в Allegro amabile более лиричной Второй сонаты. Вслед за этим звучат взволнованное скерцо (с очень
сдержанной средней частью) и грациозные вариации.
—о—
Альгирдас Будрис — известный литовский кларнетист, заслуженный деятель искусств республики. Он окончил Вильнюсскую консерваторию, аспираитуру при Ленинградской консерватории, в 1970—1971 годах совершенствовался в Париже, затем несколько лет работал в Каире. Как солист и ансамблист А. Будрис часто выступает в нашей стране и за рубежом.
Пианист Повилас Стравинскас окончил Московскую консерваторию по классу профессора Я. Мильштейна, там же занимался и в аспирантуре. Теперь он — солист Государственной филармонии Литовской ССР, педагог Вильнюсской консерватории. В репертуаре обоих исполнителей — большое количество произведений классической и современной музыки.
А. Таурагис