Выпуском пластинок известного эстрадного исполнителя 30 — 40-х годов Петра Константиновича Лещенко фирма «Мелодия» снимает ореол таинственности, которым долгое время было окружено имя этого талантливого, самобытного певца. Его считали эмигрантом, поэтому граммофонные пластинки Лещенко у нас не выпускались, его голос не звучал по радио. Тем не менее певца не забывали, многие песни в его исполнении получили в нашей стране широкое распространение. Их помнили, любили и пели всегда, особенно люди старшего поколения.
Петр Лещенко родился в 1898 году на Украине, в Николаевской области, в крестьянской семье. Родители не имели постоянной работы и в поисках куска хлеба вынуждены были почти ежегодно кочевать с места на место. В 1910 году отцу Петра улыбнулось счастье, он нашел работу неподалеку от Бухареста, и вся семья задержалась там надолго.
Так столица Румынии стала для украинского паренька родным городом. Здесь пришли к нему первые творческие успехи, здесь завоевал он поистине мировую славу.
Количество пластинок с записями П. Лещенко, выпускавшихся во всем мире известными граммофонными фирмами "Parlophon", "Columbia", "Bellaccord", "Electrecord", невозможно сосчитать. Их выпуск продолжается и в наши дни.
«Пластиночным» певцом называл Петра Константиновича любивший и с удовольствием слушавший его Федор Иванович Шаляпин.
Петр Лещенко обладал великолепно поставленным от природы голосом — редким по красоте бархатным баритоном. К тому же он отлично играл на гитаре и танцевал. Слушателей пленяли его легкая, свободная (близкая к народной) манера пения, лиричность и задушевность исполнения. В каждое произведение Лещенко вкладывал свою душу. Его песням верили, они радовали слушателей, создавали особое настроение.
Как-то мне довелось быть свидетелем разговора о старой эстраде, в котором приняли участие Л. Утесов, А. Алексеев, И. Набатов. Вспомнили и о судьбе Петра Лещенко. «...Не все в его репертуаре бесспорно, — говорил Леонид Осипович Утесов, — но задушевности и сердечности в его пении могли бы поучиться многие наши эстрадные певцы».
Старейший конферансье Алексей Григорьевич Алексеев, немало повидавший на своем веку прекрасных артистов, высказал тогда мысль о том, что и другие известные в прошлом исполнители заслуживают того, чтобы их мастерство стало достоянием сегодняшних слушателей. «Мы должны учить нашу творческую молодежь, — сказал он, — на примерах Александра Давыдова, Анастасии Вяльцевой, Изы Кремер, Юрия Морфесси, Насти Поляковой, Александра Вертинского. Следует помнить, что во многом, благодаря им и другим певцам, таким, как Петр Лещенко, наша русская песня полюбилась и стала звучать по всему миру».
Петр Лещенко пел только на русском и украинском языках. В его репертуаре помимо народных песен, старинных романсов были произведения советских композиторов братьев Покрасс, И. Дунаевского, Н. Богословского, О. Строка, Б. Фомина. Он в числе первых записал на пластинки песни из кинофильмов «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта», «Цирк». Но, пожалуй, лучшими в его исполнении были песенки в популярных ритмах, таких как танго и фокстрот, которые и принесли певцу мировую славу.
Петр Лещенко выступал с инструментальным ансамблем. Вместе с ним на сцену выходили его младшие сестры Екатерина и Валентина, исполнявшие в концертных программах танцевальные номера. В 1930 году семейный ансамбль пополнился еще одной танцовщицей — Зинаидой Закит, выпускницей Парижского хореографического училища, которая стала женой певца. В этом составе ансамбль с неизменным успехом гастролировал во многих странах Европы. Многочисленные концерты давал Лещенко для воинов Советской Армии, освободивших Румынию. Эти концерты стали традиционными и были радостными для артиста и его слушателей. (Моим родителям-фронтовикам довелось побывать на них. И сейчас, многие годы спустя, они нередко вспоминают встречи с любимым певцом).
В 1948 году Петр Константинович тяжело заболел, и ему пришлось оставить эстраду; в 1954 году его не стало.
Глубоко верю, что пластинки Петра Лещенко будут с радостью встречены любителями лирической песни и романса.
В. Сафошкин, член Союза журналистов
При подготовке пластинки П. Лещенко были использованы собрания пластинок В.. Д. Абрамова, В. Д. Сафошкина (Москва), Центрального государственного архива звукозаписей СССР, а также фотоматериалы, предоставленные М. Й. Мангушевым (Ростов-на-Дону), Н. Н. Невским (Иваново), которых студия благодарит за оказанную помощь.