Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Хор «Юность» как самостоятельный коллектив сложился в 1969 году. В него вошли ребята, певшие ранее в детских хорах и уже вышедшие из школьного возраста. Состав пионерских хоровых коллективов подвижен: каждый год появляются новенькие, а старшие уходят. Однако трудно расстаться с музыкой тем, кто полюбил ее всей душой. Так была организована при Большом детском хоре Всесоюзного радио и Центрального телевидения (которым руководит В. Попов) хоровая группа «Юность».
Руководителя хора «Юность» Виктора Сергеевича Попова все участники этого коллектива знают с детства. Они и прежде пели под его руководством.
В. С. Попов — воспитанник Московского хорового училища и Московской консерватории (класс А. Хазанова). Молодой хормейстер с первых шагов своей деятельности начал работать с детьми. С 1957 года — в одной из групп хора Института художественного воспитания, затем — во Дворце пионеров.
В. С. Попов сочетает деятельность хормейстера с педагогической. Он заведует кафедрой хорового дирижирования в Институте имени Гнесиных, много времени отдает работе с мальчиками хорового училища. В соавторстве с другими специалистами хорового дела В. Попов составил ценное пособие «Школа хорового пения».
Репертуар хора «Юность» обширен. От народных песен до сложнейших классических произведений, но больше всего в нем — сочинений советских авторов. Коллектив является первым исполнителем многих песен, хоровых сюит, кантат и ораторий таких авторов, как А. Пахмутова, Т. Корганов, В. Рубин. «Юность» много ездит по стране. Побывала в Томске, Архангельске и в других городах.
1972 год — значительная веха в творческой жизни коллектива. «Юность» стала лауреатом Международного полифонического конкурса хоров, проходившего в Италии в городе Ареццо (Ареццо — родина замечательного музыканта XI века Гвидо Аретинского — учителя хорового пения, реформатора нотного письма). «Юность» получила здесь две премии: среди женских хоров и за исполнение народных песен. В. С. Попов был награжден серебряным кубком как лучший дирижер.
Данная программа отражает творческое лицо хора, идейную направленность и мастерство коллектива, владеющего высоким искусством пения без сопровождения (a cappella).
Программа как бы делится на три раздела: произведения советских композиторов, классика и песни разных народов.
Открывает «концерт» песня А. Ленского (р. 1910) «Ленин на чужбине». Песня, созданная специально для этого хора, написана в характере русских широких распевов, лишь средняя часть ее звучит более драматично.
«Песня о криницах» А. Эшпая (р. 1925) также близка русской народной песне. «Чистая вода», которую ничто не может замутить, — символ души народной.
Стихотворение М. Светлова «Гренада» само звучит как песня. Оно уже не раз было положено на музыку разными композиторами. В. Рубин (р. 1924), написавший в 1972 году цикл хоровых поэм на стихи русских и советских поэтов, включил в этот цикл и хор «Гренада». «Юность» была первым исполнителем этого произведения.
Хор «Лес раскинулся дремучий» латвийского композитора Я. Озолиня (р. 1908) воспевает красоту родного края.
Два хора С. Стемпневского (р. 1923) «Осенний дождик» и «Ночная сказка» объединены общим настроением.
Г. Свиридов (р. 1915)—признанный мастер хорового письма. «Ты запой мне ту песню» на стихи С. Есенина — произведение, в котором любовь поэта к своей родине выражена сдержанно, несколько сурово.
Второе «отделение концерта» открывает хор М. Глинки (1804-1857). Основоположник русской музыки был очень чуток к национальному стилю музыки других народов. Его романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова написан в духе баркаролы. Первым, кто переложил это произведение для хора, был М. Балакирев.
Итальянский композитор Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594) — классик стиля а капелла. Наряду с величественной церковной музыкой Палестрина создавал и светские вокальные произведения. Канцонетта «Ahi che quest’occhi miei» — лирического содержания. Влюбленный восхваляет свою подругу. Это произведение входило в обязательную программу на конкурсе в Ареццо.
Хор Золтана Кодаи (1882-1969) «Fuor de la bella caiba» — один из четырех Мадригалов, созданных композитором на стихи поэтов XIV века. Первая часть Мадригала, полифоническая, контрастирует второй, близкой итальянской песне. На конкурсе в Ареццо Мадригал Кодаи являлся обязательным.
И. Стравинский (1882-1971) написал свои «Подблюдные песни» в 1916 году на народные слова. Хоры этого рода распевались крестьянами при гадании. Подблюдных песен четыре: «У спаса в Чигисах», «Овсень», «Щука» и «Пузище».
Далее в программе следует ряд подлинных народных песен. «Голубь, голубочек» — русская, северная песня, отличающаяся своеобразием полифонического склада, самостоятельностью голосов, вариантностью распева. «Белый ключ колодезь» — курская песня — интересна ладовым строением, в котором большую роль играет увеличенная кварта. «Во зеленом во бору» — северная скоморошина, шутка, исполняется в манере, близкой народной, со свойственной ей окраской звука. Комизм югославской, казалось бы, грустной песни «Плач о теленке» в обработке Я. Готовац заключается в том, что теленок, попавший в беду, оплакивается в самых патетических тонах. «Посадил полынь я» — болгарская забавная скороговорка в обработке Димитрова.

Т. КАРЫШЕВА