Сторона 1
1. Ох, попила ли, эх, моя буйная головушка, рекрутская — 3.40
2. Ох, хороша барыня, свадебная — 1.12
3. За юбраными столами, протяжная — 2.36
4. Ой, все кумушки домой, плясовая — 1.47
5. Как на поле, на поляне, русальская — 2.00
6. Сидела наша Марьюшка, свадебная — 1.40
7. У нас горенка высока, свадебная — 1.00
8. На кусту, кусточке, свадебная — 2.37
9. Как сказали Иван-то грозён, свадебная с плачем невесты — 2.28
10. Голубь сизенький, протяжная — 2.10
11. Дудик, дудик, частушки «под язык» — 2.16
Фольклорные ансамбли: село Секирино Скопинского района (1 — 4); село Кутуково Спасского района (5 — 8); село Отрада Путятинского района (9 — 10)
Запевают: Анастасия Бекасова (1), Ксения Ларюшкина (1,3, 4), Мария Клягина (3), Анна Толкунова (5 — 8), Клавдия Перевалова (9, 10), Таисия Смазнова, плач (9) Татьяна Смазнова и Пелагея Карпухина (11)
Сторона 2
12. Уж ты, утушка ряба, детская хороводная песня на Благовещение — 1.34
13. Как не по лугу, лужочку, игровая хороводная — 4.21
14. Сильный-то дождик, протяжная — 3.34
15. Припев с перетрёсом, наигрыш — 2.04
16. Заиграли весело, припевки «русского» — 2.15
17. Как не по мосту ды мосточку, свадебная — 3.21
18. Во саду сваха посоженая, свадебная — 1.08
19. Снежки белы, протяжная — 2.38
Фольклорные ансамбли: село Ермолове (12 —14) и Любовниково (17 — 19) Касимовского района
Запевают: Мария Кривова (12), Евдокия Блинникова (13, 14), Александра Буденкова (17), Екатерина Никанорова (18, 19)
Ансамбль саратовских гармоник села Борки Шацкого района (15, 16): Владимир Олькин — гармоника, пение Мария Проволова и Мария Фомина, гармоники
Пластинка подготовлена и выпущена по инициативе и при организационно-финансовом обеспечении Рязанского областного центра народного творчества.
Составитель Н.Гилярова
Звукорежиссер Л.Должников.
Редактор И.Йотко.
Художник Н.Чернышева
Рязанская земля — одна из древнейших жемчужин русской культуры. Жизнь края была наполнена трагическими событиями, неотделимыми от судьбы русской нации. Не раз Рязанщина принимала на себя всю силу первого удара завоевателей. Но, несмотря на все пережитое, а может быть, и вследствие этого, именно здесь были созданы замечательные памятники искусства.
Не менее значимы и памятники музыкального фольклора, бережно хранимые местными жителями. Составляя пластинку, мы стремились показать народное музыкальное творчество края во всем его многообразии, одновременно подчеркивая специфические для местных рязанских традиций черты.
На рязанской земле в силу различных исторических причин сложился многоцветный, разнообразный музыкальный фольклор. Но, несмотря на все различия, рязанскую песню можно узнать по яркому, открытому, напряженно-импульсивному звучанию. В селе Кутуково одобрительно говорят: «У нас резко песни играют». И даже наиболее мягкое пение ермоловцев разительно меняется на уличном гулянье. Там песня звучит привольно и торжественно. Да и праздничный народный костюм рязанского края выделяется на фоне зелени леса, голубизны воды, золотистого поля сочетаниями ярких цветов с преобладанием всех оттенков красного
Открывают пластинку записи одного из наиболее известных фольклорных коллективов области — села Секирино. Потомки воинов и хлебопашцев (село возникло в XVI веке на засечной черте, призванной обезопасить границы русского государства) отдают предпочтение протяжной песне с рекрутской или любовной тематикой (№ 1,3). Свадебные обрядовые песни секиринцев уникальны как по ладовой структуре (в основе напевов лежат мерцающие тритоновые интонации) и форме песенной строфы, так и по составу ансамбля (№ 2). Участие мужчин в исполнении обязательно. Именно их обстоятельное и фундаментальное пение позволяет женщинам выводить свои неповторимые варианты мелодических линий, составляющих основу напевов.
В селе Кутуково были записаны никогда не выступавшие на сцене женщины, проработавшие бок о бок много лет. Богатство кутуковцев — песни свадебного обряда, сохраняющиеся в памяти людей старшего и среднего поколений. Кутуковская свадьба насчитывает более 60 сюжетов почти к каждому моменту обряда. «Сидела наша Марьюшка» (№ 6) поют в доме жениха, когда молодую после венчания «сажает на посад» (в красный угол) крестная. Здесь же, на свадебном пиру величают, по-рязански «обыгрывают» сваху (№ 7). «На кусту, кусточке» (№ 8), песню праздничного, плясового характера, играет поезжина (участники свадебного поезда). Особый интерес вызывает уникальная для региона песня «Как на поле, на поляне» (№ 5). На пластинке записан лишь ее небольшой фрагмент. А была она без конца и без края: с ней женщины проходили по Кутуково в праздник Русальского заговенья (следующее после Троицы воскресенье), чтобы бросить в воду традиционные венки.
В селе Отрада поют протяжные, свадебные, плясовые песни. Одна из самых любимых — «Как сказали Иван-то грозён» (№ 9) — эмблема свадебного обряда. «Грозён» играли с момента просватанья до отъезда в церковь. Сколько бы «курагодов» (компаний девушек) ни пришло к дому невесты с этой песней, столько раз невеста должна была «кричать» — причитывать. Поэтому и песню назвали дразнилкой. Общий характер пения отрадовцев мажорный, праздничный. Сказывается он и при исполнении частушек. Не беда, если нет гармониста. Женщины сами сымитируют его игру, исполнив частушки «под язык» (№ 11).
This disc is prepared and issued on the initiative and with financial-organizational security of Ryazan Region Methodology Centre of Folk Culture.
Села Любовниково и Ермолово расположены невдалеке друг от друга. Однако, несмотря на некоторые совпадения в репертуаре, их песенные традиции сильно отличаются. В Любовниково сохранились свадебные обрядовые песни. Таковы одна из наиболее га популярных в окрестностях Елатьмы Как не по мосту...» (№ 17), которую поют на запое и во время свадебного поезда, и корение свахи на пиру (N2 18). В Ермолово же помнят лишь приуроченные к свадьбе поздние лирические песни. Репертуар этого села тяготеет к локальней немещерской традиции, характерной для сел правобережья Оки в Касимовском районе. Здесь любят игровые хороводы, например: «Как не по лугу, лужочку» (№ 13). Была в Ермолово и редко встречающаяся детская хороводная песня на Благовещение (№ 13). Девочки, взявшись за подолы сарафанов впереди идущих, во главе с почтенным стариком ходили кругом против солнца на площади перед церковью. Мягкое ермоловское пение контрастно любовниковскому где все участницы ансамбля стремятся к исполнению мелодии верхнего пласта, отчего песня звучит подчеркнуто резко.
Несомненный интерес представляют записи ансамбля саратовских гармоник из села Борки. По воспоминаниям рязанских старожилов, саратовки не были особенно популярны в области. Село Борки — особый островок традиции наигрышей на этом инструменте. В ансамбле могли играть до десяти человек. Саратовка была одинаково популярна у мужчин и у женщин. Играли русского, елецкого, семеновну, под припев (причем женщины, девушки и мужчины прибасали на разные мотивы). Есть здесь и местная разновидность наигрышей - припев с перетрёсом (№ 15).
Н.ГИЛЯРОВА
К 900-летию г. Рязани
РТПО «Фирма Мелодия», 1992 год
МТПП «Русский диск», запись 1990 года