Сторона 1
Симфония № 16 ре мажор
1. Allegro,
2. Larghetto — 5.56
3. Allegro — 1.26
4. Allegro — 1.32
Симфония № 20 ми минор
1. Allegro staccato,
2. Larghetto — 4.27
3. Allegro assai — 2.40
4. Allegro— 1.30
Музыка замка Дротнингхольм ре мажор
1. Allegro con spirito — 2.25
Сторона 2 — 24.15
2. Andante
3. Allegro molto
4. Allegro
5. Allegro assai
6. Allegro
7. Menuetto. (Allegretto)
8. Menuetto. (Allegretto)
9. Presto
10. (Lento)
11. Allegro
12. Vivace
Ансамбль старинной музыки Театра имени С. М. Кирова
Художественный руководитель РОБЕРТ ЛЮТЕР
Звукорежиссер Ф. Гурджи
Редактор К. Иванова
Художник Е. Пушкин
Запись 1987 года
В 1662— 1670 годах близ шведской столицы по проекту придворного архитектора Н. Тессина Старшего был сооружен загородный дворец — замок Дротнингхольм с регулярным парком. Ему суждено было стать самым известным памятником архитектуры шведского классицизма. В этом замке нередко выступали певцы и инструменталисты из Королевской придворной капеллы, основанной еще в 1526 году. Долгое время при дворе служили несколько поколений органистов, дирижеров и композиторов — представителей немецкой семьи Дюбен. В первой половине XVIII века выдвинулся основоположник профессиональной национальной музыки, выдающийся шведский композитор Ю. X. Руман. Три его сочинения, впервые в СССР записанные на пластинке, могли в ту эпоху исполняться в красивейшем замке Дротнингхольм.
Юхан Хельмик Руман (1694 — 1758) первоначальное музыкальное образование получил у своего отца — музыканта Придворной капеллы в Стокгольме. С семнадцати лет он сам выступал в этой капелле как скрипач и гобоист. В 1715 году его отправили для совершенствования в Лондон, где он, вероятно, изучал композицию у известного английского мастера немецкого происхождения И. К. Пепуша. В английской столице Руман познакомился с Г. Ф. Генделем и известными итальянскими композиторами того времени Ф. Джеминиани и Дж. Б. Бонончини. Его называли «шведским виртуозом», что свидетельствует об очень высокой репутации как исполнителя. По возвращении в Стокгольм в 1721 году он получил должность капельмейстера — дирижера Королевского оркестра, а в 1727 году главного придворного капельмейстера. Руман проявил себя целеустремленным организатором: в 1781 году в крупнейшем здании Стокгольма — Рыцарском доме впервые в Швеции начали проводиться под его руководством публичные концерты по образцу английских. В них участвовали как профессиональные музыканты из Королевской капеллы, так и любители музыки. В 1 735 — 1 737 годах Руман путешествовал по Англии, Франции, Италии и Германии и привез много музыки композиторов этих стран, которая впоследствии исполнялась в капелле. Его признание как композитора и дирижера росло, и в 1740 году он стал членом Королевской шведской академии наук. В 1745 году из-за растущей глухоты и болезней Руман вынужден был оставить работу капельмейстера и переехал в Харальдсмолу, где прожил до конца своих дней. Но в 1751 — 1752 годах он приезжал в Стокгольм и руководил исполнением коронационной и похоронной музыки. В последние годы Руман перевел на шведский язык многие итальянские и немецкие музыкально-теоретические трактаты.
Руман оставил многообразное и обширное творческое наследие. Среди его вокально-хоровых сочинений — духовные и светские кантаты (в том числе «Музыкальный праздник», 1725), Шведская месса (ок. 1752), антемы (псалмы в обработке шведских поэтов), духовные и светские песни. Ему принадлежит много инструментальной музыки: 20 симфоний, несколько оркестровых сюит, 4 увертюры, 4 скрипичных концерта, 25 трио-сонат, 12 флейтовых сонат, 12 клавесинных сонат, «Упражнения» для скрипки соло. Большинство произведений сохранилось в рукописях. Авторство в отношении многих его сочинений сомнительно, поскольку он часто не писал своего имени в автографах, среди которых, наряду с собственной музыкой, множество переложений и обработок Дж. Кариссими, Л. Лео, И. Фукса, И. К. Пепуша, Г. Ф. Генделя. К их духовным произведениям он приспосабливал шведские тексты, вокальные перерабатывал в инструментальные, в инструментальных менял состав. Творчество Румана впервые в истории шведской музыкальной культуры достигло художественной ценности музыки ведущих западноевропейских стран — Италии, Франции, Германии, Англии. Руман прекрасно знал музыкальные традиции и новейшие стилистические направления этих стран, активно пропагандировал своей исполнительской деятельностью в Швеции лучшие достижения западноевропейской музыки. Поэтому в своем творчестве он воплотил как иностранные влияния, так и черты национальной культуры. Наиболее сильное влияние на него оказал Гендель (не случайно его называли «шведским Генделем»), из итальянских композиторов — Ф. Джеминиани и Дж. Тартини, из французских — Ж. Б. Люлли. Национальная самобытность музыки Румана в ритмической индивидуализации, в простых фанфарных мелодиях, популярных в Швеции того времени, в отсутствии механических повторов мотивов. Его музыка сочетает в себе традиции итальянского барокко с легкостью и изяществом новомодного галантного стиля и в целом находится в русле предклассицистского направления. Для своей эпохи она была очень современной.
Симфонии № 16 и 20 являются характерными образцами предклассицистской оркестровой музыки. Они еще очень похожи на большие итальянские камерные ансамбли. Симфония № 16 ре мажор приближается к типу сонаты для шести мелодических инструментов — a sesto, а симфония № 20 — к сонате для четырех инструментов — a quattro (если каждую партию будет исполнять один инструмент). Время их создания точно не установлено, но известно, что все симфонии сочинялись в период между 1735— 1750 годами. Обе симфонии образуют четырехчастный цикл с начальной и двумя заключительными быстрыми частями и медленной средней в контрастирующей тональности. Эта особенность, так же как характерные жанровые прообразы во многих частях, свидетельствует о претворении итальянских традиций. Например, обе заключительные части Симфонии № 16 напоминают жигу, вторая часть Симфонии № 20 — прочувствованная изысканная сицилиана, вслед за ней следуют энергичная жига с синкопированным «ломбардским» ритмом и краткий финал — бодрый гавот. Жига и гавот в качестве двух заключительных частей встречаются в некоторых трио-сонатах А. Корелли. Тембровое своеобразие Симфонии № 16 — в звучании гобоев в быстрых частях и флейты в медленной. Партии гобоев, дублирующие, тематически несамостоятельные, представляют собой упрощенный вариант скрипичных, но партия флейты приближается к солирующей. Индивидуальное своеобразие музыки Румана в этих симфониях заметно благодаря простоте и естественности тем, насыщенности развития материала при редких репризных разделах и почти полном отсутствии имитационных повторов мотивов. Оркестровая сюита «Музыка замка Дротнингхольм» — одно из самых прекрасных инструментальных творений Румана. Она была создана в 1744 году для торжеств в замке Дротнингхольм по случаю бракосочетания престолонаследника Адольфа Фридриха и принцессы Ловисы Ульрики (сестры прусского короля Фридриха II Великого). В полном виде сюита состояла из 24-х частей. В грамзаписи представлен сокращенный вариант из 12-ти частей, который был издан в Стокгольме в 1958 году и приобрел широкую известность. В сюите преобладают радостные, ликующие настроения. Их оттеняют медленные лирические части. Начальная и две заключительные части примечательны празднично-приподнятой, торжественно-триумфальной атмосферой, подчеркнутой церемониально-призывным звучанием труб. Вторая часть представляет собой красивую нежную кантиленную арию в итальянском духе (da capo). Национальный колорит музыки с прихотливыми мелодическими распевами и ритмически обостренными мотивами чувствуется в быстрых пятой и шестой частях, а в медленной десятой в незатейливых народных напевах запечатлевается поэтическая картинка сельской жизни. Во многих частях воспроизводятся танцевальные прообразы, характерные для жанра сюиты: в третьей части — аллеманда, в четвертой и двенадцатой — куранта, в седьмой и восьмой — менуэт.
Ансамбль старинной музыки Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, руководимый дирижером театра Р. Э. Лютером, появился на концертных афишах в 1986 году. Но его участники — опытные музыканты, давно выступающие на эстраде как пропагандисты забытых старинных произведений. В большинстве своем они с 1968 года играли в ансамбле старинной музыки под художественным руководством ленинградского флейтиста В. П. Федотова. За прошедшие два десятилетия ансамбль приобрел популярность и признание слушателей, неоднократно получал благоприятные отзывы в прессе. Разнообразный репертуар ансамбля, включающий музыку XVII — XVI11 веков от А. Скарлатти до В. А, Моцарта, отражает большую просветительскую работу, поскольку многие сочинения исполнялись в СССР впервые. Ансамбль находится в постоянном творческом поиске, не только обогащая репертуар новыми именами, но и изменяя и совершенствуя исполнительскую трактовку. В последние годы его участники, используя современные инструменты, стремятся возродить некоторые исполнительские приемы, вышедшие ныне из употребления, но характерные для удаленных от нас столетий. Это позволяет приблизить звучание старинных сочинений к исполнительской практике в эпоху их создания.
А. ЕПИШИН