Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
I сторона
Текст А. Гладкова
„ВАРВАРА АСЕНКОВА" сюита из музыки к к/ф „Зеленая карета"
1. ПЕТЕРБУРГ 1832 г. У ТЕАТРАЛЬНОГО РАЗЪЕЗДА. ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА — 4.35
2. ГУСАР-ДЕВИЦА, водевильные куплеты — 4.20
3. ВСТРЕЧА С ГЛЕБОВЫМ — 2.50
4. БАЛ В ДОМЕ ЭНГЕЛЬГАРДТА — 4.50
5. МАСКИ. У ДОМА ПУШКИНА (февраль 1837 г.) — 3.00
6. НА СЦЕНЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА — 2.58
7. ПРОЩАНИЕ АСЕНКОВОЙ С ТЕАТРОМ — 4.48

АСЕНКОВА—Е. ДРИАЦКАЯ (2, 6). ДЮР — И. ДМИТРИЕВ (2,6). МУЖ — В. ЧИСТЯКОВ (6)

II сторона
ШТРАУС В ПЕТЕРБУРГЕ, сюита из музыки к к|ф „Прощание с Петербургом
Текст А. Пушкина
1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ КАДРИЛЬ - 2.55
2. В ПАВЛОВСКОМ ПАРКЕ — 2.25
3. ПОЛЬКА «ОЛЬГА» — 1.15
4. ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ — 3.25
5. РОМАНС ОЛЬГИ — 2.40
6. ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ — 5.15

ОЛЬГА - Л. СЕНЧИНА (5)

Ленинградский концертный оркестр (I)
Симфонический оркестр Ленинградской гос. филармонии (II)
Дирижер В. Федотов

Звукорежиссер - Ф. Гурджи
Редактор - Т. Базилинская
Художники: В. Жуйко, 3. Столярова

В творчестве ленинградского композитора Владлена Чи­стякова важное место занимает работа над киномузыкой. Об этом свидетельствует не только количество фильмов, сня­тых с его участием, но, главное, отношение самого компо­зитора к этому виду искусства.
Поначалу может показаться странным, что среди длин­ного перечня художественных, документальных, научно- популярных фильмов с музыкой В. Чистякова нет ни одной чисто музыкальной ленты, где музыка являлась бы глав­ным и всевластным героем, подчиняющим себе и сюжет, и драматургию, и развитие образов... Наоборот, композитора привлекают фильмы, в которых музыка на первый взгляд носит прикладной, вспомогательный характер. Однако сто­ит вслушаться в нее, задуматься над тем, какую роль она играет в фильме, и сразу становится ясным, что задачи, ко­торые ставит перед собой композитор, намного сложнее, ин­тереснее и перспективнее. Ведь отношение к киномузыке, как и к элементу второстепенному — отношение ошибочное, устаревшее, идущее от таперского сопровождения немых лент на заре кинематографии. В современном кино композитор — один из равноправных участников создания полноценного произведения искусства, столь же важный, как сценарист, режиссер, оператор, художник.
Первым сочинением Чистякова (в то время выпускника Ленинградской консерватории), получившим широкую из­вестность, стала кантата «Песнь труда и борьбы» (1953 г.) — произведение яркого гражданственного звучания, живой, искренний отклик на волнующие проблемы современности.
Гражданская тема с ее широтой и многообразием, тема трудового и боевого подвига, легла в основу почти всех про­изведений Владлена Чистякова тех лет. С этой же темой композитор пришел и в кинематограф. Его первая работа — музыка к фильму одного из ведущих документалистов со­ветского кино Е.Учителя. Это были фильмы «Подвиг Ле­нинграда», трилогия Русский характер, «Женщины Рос­сии», «Мир дому твоему». И в художественном кинематогра­фе композитора интересуют темы современности, таковы кар­тины «Знакомьтесь, Балуев», «Все остается людям», «Иду на грозу» хорошо известные, нашим зрителям.
Это картины «Автомобиль и немного статистики», «Да здравствует кино!», «Как вычислить удачу» и другие.
« Сюиты из музыки к кинофильмам «Зеленая карета» и «Прощание с Петербургом», которые представлены на плас­тинке. Знакомят с еще одним направлением творчества Влад­лена Чистякова. Эта картины мы с полным правом можем назвать музыкальными, поскольку главные герои не только связаны с музыкой, — она является частью их жизни.
У этих фильмов (о русской актрисе и о знаменитом ав­стрийском композиторе); есть и один общий герой — Петер­бург пушкинской и послепушкинской поры. Его архитек­турные ансамбли, его дворцы, загородные парки, «держав­ное теченье» Невы — музыка застывшая (как называют ар­хитектуру) и Живая музыка - природы как бы обрамляют об­разы героев, полнее раскрывают их.
События, происходящие в фильмах, относятся к прошло­му столетию, однако вы услышите здесь не только тонкую стилизацию музыки XIX века, но и музыку современную, созданную современным композитором, выражающую мысли и чувства героев, понятные сегодня каждому. Обе сюиты воспринимаются как законченные произведения: каждая из них создает музыкально развитый, многогранный образ ху­дожника и человека.
В фильме «Зеленая карета» рассказывается о судьбе за­мечательной русской актрисы Варвары Асенковой. Ее свет­лый талант, ее ранняя смерть (она умерла в 24 года) не­вольно соединяют для нас ее имя с другим бессмертным и дорогим именем... «Помню похороны, — писал Некрасов в воспоминаниях об Асенковой, — похоже, говорили, на похо­роны Пушкина...» Они были современниками — поэт Алек­сандр Пушкин и артистка императорского театра Варвара Асенкова. И оба испытали на себе страшную гибельную си­лу эпохи, которую Герцен назвал «одной из самых темных эпох николаевского гонения». И не случайно в фильме и в сюите, которую автор назвал «Варвара Асенкова». Мы встре­чаем актрису в трагический февральский день 1837 года у дома поэта на Мойке. Есть сведения, что она была там од­ной из первых.
В траурной скорбной музыке этого номера вы ясно ус­лышите тёму Асенковой. Изменяясь, варьируясь, тема эта проходит через всю сюиту, создавая светлый и чистый облик замечательной русской актрисы.
Начинает и заканчивает сюиту музыкальная тема, кото­рую сам композитор назвал «отбивкой времени» — мы как бы слышим куранты и пушку Петропавловской крепости; мерная «поступь» словно воссоздает цокот копыт и стук колес зеленой кареты, развозившей по домам актеров импе­раторского театра, на сцене которого играла и (если ве­рить молве) умерла Варвара Асенкова.

Вторая сюита носит название «Штраус в Петербурге». Это музыкальная новелла, повествующая о приезде в Рос­сию знаменитого австрийского композитора, о его гастро­лях в Петербурге, о любви «короля вальсов» к молодень­кой русской аристократке и о неизбежно печальном финале этой любви. Племянница великого князя не может стать женой простого венского музыканта, хотя имя его известно во всем мире. Предполагают, что эта грустная история вдох­новила Штрауса на создание вальса «Прощание с Петер­бургом». Музыкально-драматургической разработкой валь­са и заканчивается сюита. Подлинная тема штраусовского вальса звучит здесь то с нежной грустью, то, как яркое во­споминание о счастье, то, как печальное прощание...
Вальс властно царит в сюите. Автор разрабатывает, и подлинные темы Штрауса и создает свои в стиле и манере той эпохи. Вальс чисто танцевальный и вальс-пейзаж, вальс-прогулка... Встречаем мы здесь и польку, столь любимую Штраусом. Она звучит на концерте, в котором соизволил при­нять участие сам великий князь, старательно исполнивший соло на виолончели. Образ Ольги — возлюбленной Штрау­са — раскрывается в лирическом романсе на стихи А. С. Пуш­кина.
Автор назвал первый номер сюиты «Петербургская кадриль». Перед нами как бы разворачиваются яркие меняю­щие друг друга картины окраинного Петербурга, докрываю­щиеся глазам молодого Штрауса, впервые посетившего рос­сийскую столицу. Музыка создает почти зримый образ. Зна­комые напевы, танцевальные и плясовые мотивы предста­ют в несколько измеленном виде, а в одиноком голосе скрип­ки мы узнаем одну из популярнейших мелодий тех лет. (Как известно, Штраус дирижировал, своими концертами со скрипкой в руках. Возможно скрипка Иоганна Штрауса пе­ла, порой, и па концертах в Павловске)...
Сюиты В. Чистякова как бы составляют своеобразную дилогию, дополняя друг друга в рассказе о Петербурге 30— 50-х годов прошлого столетия. Они повествуют о людях, жив­ших в ту эпоху, о судьбах ,художников, связавших — навсег­да или на, короткое время — свою судьбу с удивительным чудом — русским искусством XIX века.

Г. Левашова