Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Р. ШУМАН
(1810—1856)
ПЕСТРЫЕ ЛИСТКИ соч. 99
ТРИ ПЬЕСКИ. Nicht zu schnell, mit Feurigkeit sehr rasch. Frisch
ЛИСТКИ ИЗ АЛЬБОМА. Ziemlich langsam. Schnell. Ziemlich langsam, sehr gesangvoll. Sehr langsam. Langsam. НОВЕЛЕТТА. Lebhaft. ПРЕЛЮДИЯ. Energisch. МАРШ. Sehr getragen. ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА. Menuet—Tempo. СКЕРЦО. Lebhaft. БЫСТРЫЙ МАРШ. Sehr markiert

И. БРАМС
(1833—1897)
ТРИ ПЬЕСЫ ИЗ СОЧ. 118
Интермеццо ля минор (№ 1). Баллада соль минор (№ 3).
Интермеццо ми бемоль минор (№ 6)

Свои «Bunte Blatter» («Пестрые листки», соч. 99) Шуман предполагал вначале назвать «Spreu». Видимо, название отпугнуло композитора своей прозаичностью, но оно довольно точно указывало на происхождение сборника. В нем объединены пьесы разных лет (от 1836 до 1849 года, а также без даты), которые, несомненно, были эскизами нереализованных вещей или неиспользованными фрагментами законченных произведений. Первые из пьес «Пестрых листков» — свидетельство приближения Шумана к его «песенному году» (1840). Пьеса № 1 может быть поставлена рядом с «Орешником» или с началом цикла «Любовь поэта». Здесь та же обаятельная.
«скромная» лиричность, та же прозрачность аккомпанемента. Пьеса №2 — еще один мелодический шедевр Шумана; увлекательность мелодии соединяется здесь с богатством фортепианной фактуры—это наглядный пример шумановского полиритмического изложения. Рядом с названными пьесами отметим также миниатюрный «внутренний» цикл «Albumblätter» («Листки из альбома»). Первая пьеска, в fis-moll, кажется, кратчайшая в творчестве Шумана, послужила, как известно, основой для вариационного цикла Брамса. После «Листков из альбома» следует еще шесть пьес: Новелетта, Прелюдия, Марш, Вечерняя музыка, Скерцо и Быстрый марш.
* * *
В одном из писем начала 90-х годов Иоганнес Брамс писал: «В последнее время многое начинал, симфонию и т. п., но ничего не получалось. Я подумал, что стал стар. Действительно: всю свою жизнь я был прилежен, многого достиг, моя старость обеспечена — почему бы мне ею не наслаждаться? И когда я так подумал, то успокоился, стал счастливым и довольным и вновь принялся сочинять».
Так начался последний период жизни и творчества Брамса. В эти годы композитор создает исключительно камерные сочинения, среди* них Шесть пьес, соч. 118. Поздние фортепианные пьесы Брамса — это в большинстве своем сокровенные исповеди души, исполненные высочайшего благородства и человечности.
Интермеццо ля минор (№ 1) звучит как страстный, бурно-взволнованный монолог, произнесенный на одном дыхании. Интермеццо ми бемоль минор (№ 6) — поэтичная, чуть печальная лирическая зарисовка. Из всех пьес цикла выделяется своим суровым драматизмом Баллада соль минор (№ 3) — великолепный образец концертного пианизма Брамса.
* * *
Когда слушаешь Рихтера, прежде всего возникает ощущение предельной цельности, ясности и органичности исполнения. Можно сказать, что, непрестанно развиваясь и совершенствуясь, Рихтер всегда остается самим собой. Его творческую манеру не спутаешь ни с какой другой. Он никогда никого не копирует, ничего не заимствует. Сила его музыкального интеллекта столь велика, что подчас способна затмить собой все другие качества. Но не только мысль питает искусство Рихтера. Оно согрето живым человеческим чувством, оно на редкость одухотворенно и образно. Когда играет Рихтер, не существует отдельно музыки и отдельно исполнителя, а есть одно неразрывное целое»