Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
И.С. Бах
СЮИТА № 2 си минор, В. 1067
1. (Ouverture) 2. Rondeau 3. Sarabande 4. Bourree
5. Polonaise 6. Menuett 7. Badinerie

В поистине необъятном творческом наследии Иоганна Себастьяна Бвха (1685 — 1750) мы встретим почти все музыкальные жанры, существовавшие в его вресмя (за исключением оперы).
На протяжении всей жизни Бах работал над сюитами, совершенствуя и развивая этот популярнейший в то время жанр инструментальной музыки. Сюита возникла в XVI — XVII веках как последовательность нескольких танцев (объединенных, одной тональностью). Основу сюиты составляли четыре танца: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига. Кроме них композиторы включали в сюиту Гавот, Менуэт, Бурре и другие танцы, а кроме того части нетанцевального характера (прелюдия, увертюра, рондо и др).
К наиболее известным сюитам Баха относятся клавирные — английские и французские сюиты, партиты, а также пять оркестровых сюит, созданных в кетенский и лейпцигский периоды жизни композитора (1721 — 1737 гг.).
Все оркестровые сюиты начинаются с больших торжественных увертюр. Состав оркестра в них различен, но основа его неизменна: это смычковый квинтет (две скрипки, альт, виолончель, контрабас) и клавир (чембало или клавесин). Кроме того в каждой из сюит участвуют те или иные духовые инструменты.
В партитуру второй сюиты Бах вводит флейту, роль которой особенно важна в Сарабанде и в Шутке (Badinerie).

Г. Ф. Гендель
МУЗЫКА НА ВОДЕ, сюита. Редакция Г.Харти
1. Allegro (№ 3) 2. Air: Andante un poco allegretto (из № 6) un poco piu mosso (из № 7)
A tempo primo (из № 6)
3. Bourree (№ 8) 4. Hornpipe (№ 9)
5. Andante (espressivo) (№ 4) 6. Allegro (deciso) (№ 12)

Возникновение «Музыки на воде» Георга Фридриха Генделя исследователи творчества великого композитора относят к 1715 году. Гендель, в ту пору служивший в качестве капельмейстера при дворе ганноверского курфюрста (будущего английского короля Георга I), уже завоевал прочные позиции в музыкальной жизни Англии во время своих первых приездов туда в 1710 и 1712 годах. Сочинение «Музыки на воде» связывают с легендарной размолвкой композитора с Георгом I, за что-то прогневавшегося на Генделя. Согласно этой легенде, оркестр под управлением Генделя во время летней прогулки королевского двора по Темзе сюрпризом для всех исполнил сочиненное для данного случая обширное произведение. Это сочинение — «Музыка на воде» — имело такой успех, что через два года, летом 1717 года оно было повторено, причем королевскую флотилию сопровождала специальная баржа с 50 музыкантами во главе с Генделем.
Создав «Музыку на воде», Г. Гендель явился первооткрывателем так называемого «пленерного жанра», т. е. симфонической музыки для исполнения на открытом воздухе. В этой связи из его наследия следует упомянуть «Музыку фейерверка» (1749) и два Двойных концерта.
Свою «Музыку на воде» Гендель написал не столько для развлечения придворной знати, сколько для простого народа, заполнившего берега Темзы. В этом он предвосхитил музыку периода французской революции.
«Музыка на воде» — легкая, развлекательная музыка, сохранившая все свое обаяние вплоть до нашего времени. «Музыка на воде» — это оркестровая серенада или сюита-дивертисмент, состоящая из 20 пьес. В «Музыке на воде» представлены изящные танцы той эпохи: менуэты (№ 7, 13, 19), буррэ (№ 8, 15), ригодон (№14), а также два хорнпайпа (№ 8, 12). Хорнпайп — старинный английский матросский танец типа чечетки. Есть там и несколько проникновенных арий. Торжественная увертюра открывает эту сюиту. Танцы и арии перемежаются с пышными громкими пьесами «величального» характера с участием труб и валторн.
Так как «Музыка на воде» предназначалась для исполнения на открытом воздухе, инструментована она с учетом этого обстоятельства. Очень важна роль «громких» инструментов, труб, валторн и флейт-пикколо. По-видимому, впервые в оркестровой литературе употреблены трели валторн (№ 3), создающие своеобразный красочный эффект.
В отдельных пьесах композитор использует переклички между трубами (или валторнами) и всем оркестром, в других валторны и трубы создают эффект диалога в оркестре.
Так как все сочинение длится около трех часов, в концертной практике сложилась традиция составлять сюиты из различных номеров. Еще при жизни Генделя были изданы две сюиты: одна — из десяти номеров, другая — девятичастная.
Неизменным успехом пользуется переложение сюиты из «Музыки на воде» Гамильтона Харти — ирландского дирижера, пианиста и композитора (1879 — 1941). Она значительно отличается от оригинала в первую очередь компановкой частей цикла.
Наиболее существенные особенности редакции связаны с инструментовкой, рассчитанной на современный оркестр. Харти вводит ударные (три литавры), усиливает деревянную духовую группу двумя кларнетами и фаготом; для равновесия звучания медной группы он вводит еще одну пару валторн. Кроме того, цифрованный бас уступает место выписанным в партитуре созвучиям.
В этой редакции «Музыка на воде» приобрела новые черты — исчезла калейдоскопичность номеров, постоянные повторения, оркестр приобрел известную гибкость и свежесть звучания.

Ансамбль солистов Симфонического оркестра Московской государственной филармонии Дирижер Давид Ойстрах
Солист А. Гофман (флейта) (1)

Звукорежиссер Василий Антоненко
Оформление художника Л. Володина

Примечание: Нумерация номеров сюиты «Музыка на воде» Г. Генделя, проставленная в скобках, соответствует нумерации академического издания «Музыка на воде» Г.Ф.Редлиха (1962 г.)