Сторона 1
Песня Адама (Мой любимый старый дед) (из оперетты К. Целлера «Продавец птиц») — 3.10
Забыли вы (А. Оппель — П. Козлов) — 2.50
Дремлют плакучие ивы (Б. Б. — А. Тимофеев) —3.11
Бубенцы (Н. Бакалейников — А. Кусиков) — 2.52
Кирпичики (В. Кручинин — П. Герман, Ю. Морфесси) — 2.42
Нет, нет, не хочу (П. Булахов — П. Мещерский) — 2.24
Эй вы, залетные (А. Чернявский) — 2.23
А. Блох, фортепиано, П. Динов, скрипка, А. Лумм, виолончель (5)
Инструментальный ансамбль (2 — 4, 6)
Сторона 2
Отцвели хризантемы (Н. Харито — В. Шумский) — 2.25
Спокойно и просто (Мы только знакомы) (Б. Прозоровский — Л. Пеньковский) — 3.05
Вы просите песен (Саша Макаров) — 2.46
Лебединая песнь (М. Пуаре) — 2.52
Вам 19 лет (Б. Прозоровский — Е. Белогорская) — 3.01
Эй, ямщик, гони-ка к Яру (А. Обухов, обработка Ю. Морфесси — слова неизвестного автора) — 3.00
Если сердце жаждет увлеченья (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.13
Ваня де Лазари, гитара (1)
А. Блох, фортепиано, П. Динов, скрипка, А. Лумм, виолончель (2)
Саша Макаров, фортепиано (3)
С. Голицин, фортепиано (4)
Инструментальный ансамбль (6, 7)
Реставратор В. Парфенова. Редактор К. Тихонравов. Художник В. Воронин
© ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
Всесоюзная студия грамзаписи
Переписи с пластинок 1930-х гг.
Старые граммофонные пластинки сохранили голос Юрия Морфесси, известного в дореволюционные годы актера оперетты и исполнителя русских песен и романсов.
Юрий Спиридонович Морфесси родился в 1882 году в семье мелкого одесского служащего, по происхождению грека. Семья была малообеспеченной, и мальчик вынужден был, подрабатывая на жизнь, петь в церковном хоре — у него обнаружили наличие неплохого голоса. Одновременно он учится в греческом училище, после окончания которого поступает в художественную школу, готовясь стать архитектором. В это же время он начинает увлекаться театром и музыкой. Юрий даже дома устраивает любительские спектакли.
Но вот однажды, когда юноше было уже двадцать лет, случай сводит его с семьей большой поклонницы вокального искусства Э. П. Цакни, у которой собирались люди, принадлежавшие к артистическому и музыкальному миру. Бывал у Цакни и знаменитый итальянский певец М. Баттистини, приезжавший в Одессу на гастроли. Он первый обратил внимание на незаурядность вокального дарования юного Морфесси. Мечтая попасть на оперную сцену, Юрий, по совету Баттистини, начинает брать уроки пения у артиста императорских театров П. Б. Борисова.
Вскоре Юрий Морфесси получил из Италии приглашение от Баттистини приехать на концерт, устроенный в его пользу с тем, чтобы он смог закончить свое музыкальное образование. Но материальная необеспеченность не позволила ему осуществить поездку за границу. Морфесси принимают в труппу Одесского оперного театра на правах ученика. Эта сцена стала его первой профессиональной сценой. Однако в опере он поет недолго. Юрий Морфесси переходит в «легкий жанр», поступив в театр миниатюр под экзотическим названием «Зеленый попугай». Здесь он поет русские и цыганские песни и романсы, а также популярные в то время шлягеры, участвует в опереточных спектаклях. С этим жанром связан весь его дальнейший путь.
Пожалуй, самым большим успехом пользовалась «Веселая вдова». После того как спектакль прошел за сезон более двадцати раз, слава о нем докатилась до самого Петербурга. Исполнители главных ролей Монахов, Пионтковская и Морфесси были срочно вызваны в столицу, и в дальнейшем, по свидетельству современника, провинция видела их уже только в качестве гастролеров.
В Петербурге Морфесси поет в опереттах Крылова, Кабанова, Северского, Яковлева, и везде, как писала пресса, его выступления «сопровождались крупным художественным успехом».
Одновременно он много поет в концертах. На одном из них его услыхал Ф. И. Шаляпин, которого покорил свежий, сочный, бархатный голос молодого певца. Тогда-то Шаляпин и назвал его «Бояном русской песни». Такой высокой оценки гениального артиста удостаивались немногие.
В 1911 году фабрики «Пишущий Амур» и «Зонофон» сделали первые записи голоса Ю. Морфесси. С тех пор было выпущено несколько десятков пластинок. Есть среди них и весьма посредственные, порой низкопробные песенки, рассчитанные на невзыскательного слушателя (дань моде, как видим, была во все времена). Нас, разумеется, интересуют не они, а та часть репертуара певца, в которую вошли лучшие песни и романсы, звучащие на эстраде и по сей день. Это и знаменитый романс Н. Харито «Отцвели хризантемы», в котором Морфесси сумел проникновенно передать живые человеческие чувства, и «Дремлют плакучие ивы», где с большим мастерством и выразительностью раскрываются мотивы безрадостной судьбы; и популярные в 20 — 30-е годы романсы «Только раз бывают в жизни встречи» Б. Фомина, «Бубенцы» Н. Бакалейникова, «Спокойно и просто» Б. Прозоровского, «Забыли вы». А. Оппеля и др.
В 1918 году Ю. Морфесси, находясь в Одессе, пел в Доме актера, где выступали тогда и А. Вертинский, Л. Утесов, Иза Кремер. Но вскоре последовала эмиграция. Но жизнь за рубежом не принесла талантливому артисту ни истинного творческого вдохновения, к чему он так стремился всегда, ни обыкновенного человеческого счастья. По сути, это был период скитаний на чужбине, где певец сполна испытал все превратности судьбы человека без родины, о чем свидетельствуют его собственные признания: «Артист, оторванный от родной земли, — он как растение без корня, ему нечем питать свое творчество, и поэтому он душевно пуст. Пока живу старым запасом, но надолго ли его хватит? Уже чувствую, как теряю аромат, перестаю ощущать прелесть родных мелодий — просто пою старое. Все вокруг чужое, ничто не вдохновляет... Одна невыносимая тоска...» В таких исповедях, как вспоминает К. Сокольский (в прошлом — солист Рижской филармонии, неоднократно встречавшийся с Ю. Морфесси во время своих гастрольных поездок за рубеж), певец словно 1Скал облегчения своим душевным страданиям.
С 1936 года Ю. Морфесси жил в Югославии. Он много гастролировал, приезжал с концертами в Латвию. В программы своих концертов он постоянно включал и советские песни. Самыми любимыми были «Веселый ветер» И. Дунаевского и «Катюша» М. Блантера.
Последние годы жизни Ю. Морфесси прошли в Париже — в безвестности, нищете, одиночестве. Надо отдать ему должное: до конца своих дней он оставался русским гражданином, не поменяв русского паспорта на заграничный.
Умер Ю. С. Морфесси в 1957 году, так и не испытав счастья вернуться в страну, которую любил всю свою жизнь.
ВИТАЛИЙ ДОНЦОВ
При подготовке этой пластинки были использованы записи коллекционеров В. П. Донцова и Ю. В. Москаленко (Киев), А. С. Пчелки, А. М. Бычкова и В. Л. Резниковского, Б. Метлицкого (Ленинград), Я. Б. Миллера (Хабаровск) и Центрального государственного архива звукозаписей СССР.
Студия благодарит за оказанную помощь.