

Даже само название свердловской группы «Апрельский марш», позаимствованное её участниками в одном из рассказов аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса (сомневающиеся могут без труда проверить это, перечитав его однотомник, выпущенный издательством «Радуга»), говорит о том, что она с самого начала ориентировалась не на массово популярные, а, скорее, на нетрадиционные, экспериментальные формы рок-музыки, избегая каких бы то ни было штампов и проверенных решений.
Группа возникла весной 1986 года, хотя сами музыканты считают своим «коллективным днем рождения» 22 июня того же года — дату их выступления на первом Фестивале Свердловского рок-клуба. Состав её поначалу часто менялся — единственным стабильным фактором оставалось наличие в рядах «Апрельского марша» авторского дуэта Игорь Гришенков — Евгений Кормильцев, который уверенно маршировал от альбома к альбому, испытывая разнообразные влияния — от Дэвида Бирна до Брайэна Ино — и избегая соблазнов в виде простеньких хитов, которые нет-нет да и проскакивали в их программах.
В апреле 1987 года группа записала первый магнитофонный альбом «АМ-1», но, поразмыслив, решила отказаться от его распространения — тоже не частая ситуация на отечественной рок-сцене. Лишь в конце года, когда состав «Апрельского марша» с приходом экс-гитариста «Урфина Джюса» Юрия Ринка, бас-гитариста Сергея Елисеева, флейтиста Михаила Симакова и барабанщика Игоря Злобина приобрел некоторую стабильность, а стиль стал приближаться к своей современной форме, группа начала регулярно выступать. Появился второй альбом — «Музыка для детей и инвалидов», ряд песен из которого представлен на настоящей пластинке.
К середине 1988 года состав группы вновь изменился: Юрия Ринка, позже работавшего в ансамбле Владимира Чекасина, сменил Сергей Чернышев, а за барабанами после многочисленных замен (не везет нашим группам с барабанщиками!) утвердился Андрей Литвиненко.
На Третьем свердловском рок-фестивале состоялась премьера их очередной программы, которая легла в основу их третьего альбома «Голоса» (1988). На сцене заглавную песню с блеском исполнила Настя Полева, тексты для которой — в духе традиционного для свердловских рок-музыкантов сотрудничества и взаимовыручки — пишет Евгений Кормильцев.
В 1989 году «Апрельский марш» вместе с группами «Настя» и «Чайф» выступил в качестве инициатора экологического движения «Рок Чистой Воды».
Стиль группы, сложившийся под воздействием множества самых разнообразных факторов, тяготеет к новой волне, хотя их удивительная смесь и пост-панка, рэггей, арт-рока и бита, авангардно-джазовая непредсказуемость и какая-то русская мелодичность делают творчество «Апрельского марша» уникальным и едва ли позволяют подогнать его под одно из общеизвестных жанровых определений.
А. Бурлака
ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990
Ленинградская студия грамзаписи. Записи 1987 — 1988 гг.