Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Музыка Бориса Чайковского принадлежит к самым своеобразным и глубоким явлениям искусства наших дней. Яркая оригинальность звучания сочетается в его сочинениях с подлинной общезначимостью художественного содержания, интеллектуальная насыщенность мысли — с захватывающей эмоциональностью выражения, философская сложность и многогранность — с ясностью и доступностью музыкального языка. Истинно национальный, русский художник, Б. А. Чайковский органически переосмысливает традиции мировой культуры, в его произведениях отчетливо слышатся созвучия и ритмы двадцатого столетия, жаркий пульс современности и в то же время уводящие в глубь веков преемственные связи с музыкальной классикой.
Борис Александрович Чайковский — воспитанник Московской консерватории. Его педагогами по композиции были выдающиеся музыканты В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский, одновременно он занимался по фортепиано в классе Л. Н. Оборина. Говоря о своем выпускнике, Николай Яковлевич Мясковский еще четверть века назад, в 1949 году отмечал его высокую одаренность, «несомненно, значительную творческую индивидуальность», «своеобразно русский склад» его музыки.
Творчество Бориса Чайковского весьма разнообразно по жанрам. Среди написанного им — сонаты, трио, струнные квартеты, фортепианный квинтет, ряд одночастных симфонических сочинений (Фантазия на русские темы, Славянская рапсодия, Увертюра, Каприччио на английские темы), четыре инструментальных концерта, Симфонические вариации, три симфонии, Симфониетта для струнного оркестра. К выдающимся созданиям композитора принадлежат его вокальный цикл «Лирика Пушкина» на слова великого поэта и кантата «Знаки Зодиака» на слова Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого. Особое место в творчестве Б. А. Чайковского занимают его прекрасные музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас», «Новое платье короля», «Слоненок-турист», «Слоненок пошел учиться», «У Слоненка день рождения», «Кот в сапогах», которые уже вошли в советскую музыкальную классику для детей.
Наконец, среди киноработ композитора можно назвать такие известные ленты, как «Айболит-66», «Убийство на улице Данте», «Сережа», «Гори, зори, моя звезда», «Женитьба Бальзаминова», «Москва, любовь моя».
Центральное место в музыке Б. Чайковского принадлежит крупным симфоническим концепциям, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия. Размышления о жизни, о времени, о предназначении человека, о роли и судьбах искусства, долге и ответственности художника — вот главные темы таких монументальных созданий, как Вторая симфония, виолончельный, скрипичный, фортепианный концерты. Их
музыка проникнута сильным взволнованным чувством. Явления действительности предстают в этих произведениях в напряженном, драматическом, порою трагическом освещении.
Симфонические концепции Бориса Чайковского не всегда легки для восприятия. Его музыка, как и музыка многих других композиторов наших дней (впрочем, как всякое содержательное искусство вообще), требует напряженного вслушивания, творческого участия, сотворчества. Но ей присуще и другое качество: в этой музыке постоянно присутствует нечто притягивающее, захватывающее, все время заставляющее с интересом следить за движением мысли автора.
Одна из важнейших коллизий больших инструментальных композиций Б. Чайковского — сопоставление одухотворенной мысли, живого человеческого чувства и внешних, безжизненных, враждебно противостоящих человеку сил. Столкновение возвышенной духовности и бездуховной, внеличной механичности лежит в основе драматургии Концерта для фортепиано с оркестром.
концерт был закончен в 1971 году и впервые прозвучал 21 сентября того же года в Большом зале Московской консерватории в исполнении автора и Московского камерного оркестра.
Пять частей Концерта образуют очень цельную, оригинальную драматургическую последовательность. Пятичастное строение, как известно, не было характерно для классического инструментального концерта, но в произведениях музыкантов XX века такая структура встречается неоднократно: таковы, например, Пятый фортепианный концерт Сергея Прокофьева, концерт для оркестра эстонского композитора Яна Ряэтса. При этом, как правило, в основе конструкции лежит простейший принцип контрастного чередования темпов: все нечетные части излагаются в быстром движении, а медленные вторая и четвертая образуют «островки лирики».
Последование частей в концерте Бориса Чайковского основано на более глубокой и сложной внутренней логике развития. Первая часть концерта — грозная токката. С первого же такта музыки устанавливается непрерывное, абсолютно равномерное ритмическое движение, сохраняющееся на протяжении всей части. Настойчиво, требовательно, властно, десятки и сотни раз повторяется у солиста и в оркестре неизменная ритмическая фигура, создавая образ зловещей, неумолимой стихии.
Резким контрастом звучит вторая часть Концерта. Ее главная тема безмятежно светла и возвышенна. Теплая и сердечная музыка передает состояние какого-то особого гармонического успокоения, умиротворенности духа. Более взволнованная и напряженная вторая тема лишь подчеркивает ее просветленную, почти идиллическую атмосферу.
Следующие две части наиболее богаты и разнообразны ио материалу, насыщены по развитию. Здесь переплетаются, сталкиваются, преобразуются два мира образов, которые оыли раздельно показаны в первых частях. Острые, активные интонации, резкие, нервные, порою словно судорожные ритмы заставляют вспомнить механично-стремительное движение токкаты, а возвышенные настроения, утонченные прозрачные звучания ассоциируются с лирико-психологической сферой второй части.
После напряженнейшего развития, приобретающего в четвертой части предельную остроту, финал фортепианного концерта Б. А. Чайковского воспринимается как подлинно катарсисная развязка этой музыкальной инструментальной драмы. Музыка пятой части, развертывающейся в подчеркнуто сдержанном темпе, полна трагической силы и волнующей значительности.
М. Якубов

«Тема и восемь вариаций» Б. А. Чайковского — сочинение, написанное в 1973 году в честь юбилея Дрезденской государственной капеллы (425 лет со дня основания). Приподнятая атмосфера торжества определила облик музыки — яркий, рельефный, романтически устремленный. Вместе с тем, в этом праздничном сочинении постоянно ощущается беспокойный дух искусства Бориса Чайковского. Тревожный мир контрастов композитора напоминает о себе углубленной атмосферой высокоразвитого инструментального стиля, полнокровной, темпераментной манерой высказывания.
Сочинение монолитно в своей интонационной целостности. Варьированию подвергается не только тема, но и нарождающиеся в процессе ее развития подголоски. Оркестр четверного состава выступает как богатый виртуозными возможностями инструмент. Фресковая манера письма сменяется тонкой кружевной звукописью; нарядная, затейливая вязь мелодических извивов сливается в аскетически графичное одноголосие.
среди инструментальных циклов Бориса Чайковского «Тема и восемь вариаций» выделяются гармоничностью архитектоники, выверенностью пропорций, чеканной монолитностью формы. Музыкальное действие разворачивается с захватывающей увлекательностью, ступень за ступенью подготавливая завершающее финальное нарастание. В начале цикла музыкальные мысли сменяют друг друга плавно, неспешно. С каждой новой вариацией все сильнее обостряются контрасты, все неожиданнее повествование переключается из одного плана в другой, все чаще установившееся течение музыки прерывается вторжением новых контрастных образов.
Начало сочинения завораживает. Кажется, из волнующегося воздушного пространства рождается прекрасное одушевленное звучание трезвучного аккорда, широко и стройно пропетого струнными. Свободно изломанный абрис одноголосной линии темы словно набросан легким прозрачным штрихом. Воздушные звучности струнных флажолетов настороженны и немного таинственны.
Сверкающая вереница чудесных превращений темы разворачивается перед слушателем словно по волшебству. В разнообразных модификациях трудно различить знакомые очертания темы — они меняются, прячутся, ускользают.
Тихо шелестящий подголосок у высоких струнных сопровождает тему в первой вариации. Неспокойный, немного нервный тон — в коротких хроматизированных попевках, однотипных, но постоянно варьируемых, неуловимо изменчивых. Во второй вариации характер и фактура изложения меняются. Размеренные виолончельные «шаги» изукрашены короткими гаммообразными фигурками у альтов. Высоко над этим фоном деревянные неторопливо вырисовывают свободный размашистый контур темы. С наступлением третьей вариации, изложенной в форме фугато, в музыку проникают беспокойство, напряженность. Расширяется диапазон звучания, ткань расслаивается на множество контрапунктирующих линий; в напряженных очертаниях мелькают интонации темы и «шелестящего» подголоска из первой вариации.
Быстрый спад динамики приводит к рождению нового образа. Холодноватыми хрусталинками звенят арфа, челеста —
и на этом фоне музыка четвертой вариации расцветает и крепнет в веселых нарядных вариациях духовых. Трубы и тромбоны с восторженным ликованием интонируют тему.
Н. Савкина