Французская печать часто пишет о «кризисе французской песни». Приводятся цифры — сколько было продано пластинок «своих» и сколько англоязычных певцов, подсчитываются соответствующие проценты, бросается клич: «Спасти национальную эстраду!» Грустные выводы и мрачные прогнозы не надо переоценивать, но и не следует полностью игнорировать. Действительно, были периоды, когда песня во Франции оказывалась в плачевном состоянии. Такое положение сложилось, например, к середине 70-х годов. Конечно, «метры» — Шарль Азнавур, Жак Брель, Жильбер Беко, Ив Монтан, Жорж Брассанс, Шарль Дюмон — занимали прочное место, не только не растеряв старых своих поклонников, но и постоянно приобретая новых. В центре внимания публики оставались Джони Холидей, Мишель Сарду, Серж Лама, Мишель Полнарефф, Серж Гензбур. Но новых исполнителей, новых песен, «новой волны» не было — слишком соблазнительным был путь легкого успеха в потоке диско. Слушатели, особенно молодые, были увлечены заокеанскими ритмами, в моду на французской эстраде стали входить инструментальные коллективы и искусные аранжировщики. Поэтому большой неожиданностью для многих стали результаты недельных, ежемесячных — а потом и годовых — опросов популярности. Песня «королей» диско, оставив позади многих английских и американских исполнителей, первые места в этих опросах стали занимать никому не ведомые певцы: Мари-Поль Белль, Жан-Мишель Карадек, Иван Дотэн, Ив Дютей, Никола Пейрак, Мишель Жоназ, Уильям Шеллер, Ив Симон, Ален Сушон и Даниэль Вангард.
Эту десятку молодых исполнителей назвали «надеждой новой французской песни».
Кстати, этот малооригинальный штамп прижился, и именно как «новая французская песня» — или НФП, как тут же стали писать газеты, — поколение 1975—1976 годов и вошло (пока) в постоянно обновляющуюся современную историю французской эстрады.
Что характерно для «новой французской песни»? Прежде всего то, что к середине 70-х годов все они были уже далеко не новичками. У всех за спиной были одна-две, сделавшие их известными мелодии, опыт, пусть небольшой, концертных выступлений. Главное же, что их отличало от легиона других подобных певцов, — стремление и умение сказать собственное слово.
Ив Дютей начинал как один из многих, хотя его и провозгласили «одним из десяти». То, с чем сразу столкнулись студии грамзаписи при работе с ним, — это его высокие требования к аранжировке своих песен. Певец всегда сам аккомпанирует себе на акустической гитаре — даже когда выступает или записывается с большим оркестром. Долго продолжается работа со звукорежиссером — почти так же долго, как и подготовка текстов и мелодий песен, которые Ив Дютей пишет сам.
Сейчас во французской эстраде Дютей признан одним из самых лирических певцов. В «асфальтовых джунглях» городов он чужой. «Его путь лежит по деревянному мостику за плодом его сада» — так писал о нем один критик. «Бродячим комедиантом западного мира» окрестил его другой. «Буколической феерией» назвал мир его песен третий. Корни творчества Ива Дютея восходят к классическим традициям XVIII века, присущая ему современная лирика заставляет вспомнить ранние работы Анн Сильвестр и некоторые песни Максима Ле Форестье. Пастельные цвета, изысканно-наивный рисунок мелодии, мягкий юмор принесли Иву Дютею заслуженную славу. Через три-четыре года после появления «новой французской песни» он становится одним из самых популярных французских певцов и одним из чемпионов по количеству проданных пластинок. Так, например, записанный в 1978 году во время концерта двойной альбом за несколько недель расходится тиражом более полумиллиона экземпляров. Впрочем, такая же судьба ждала и выпущенную в том же году «Тарантеллу», и изданную два года спустя «Оперу», и другие его пластинки. Без некоторых его песен — «Тарантелла», «Деревянный мостик», «Взять за руку ребенка», «Мой дом в Нормандии» — нельзя представить себе сегодняшнюю эстраду Франции. Его изящные, сплетенные, как кружева, баллады позволяют безошибочно узнать певца.
Сейчас волна, возникшая в середине семидесятых годов, схлынула. В авангарде французской эстрады другие мелодии, другие исполнители. «Новая французская песня» была новой и в том смысле, что не была привязана ко вчерашнему дню, но она и не провозглашала день завтрашний. На всех ее представителей больше влияния, пожалуй, оказали все-таки классические традиции французской песни, а не музыкальная современность. окружавшая певцов. Теперь можно говорить только о некоторых из них, кто представляет интерес сам по себе, а не часть какого-то музыкального явления. Так, все большим успехом у публики пользуется Ален Сушон. Как один из ведущих композиторов зарекомендовал себя Ив Симон. И по-прежнему популярен и любим французами Ив Дютей.
Пластинка, которую мы предлагаем вашему вниманию, была записана в 1977 году. На ней представлены ранние удачи певца, многие из которых он позже включал и в другие свои диски. Это — первая пластинка представителя «новой французской песни», издаваемая в СССР.
А. Гаврилов