Заслуженная артистка РСФСР Ольга Синицына — солистка Приморской краевой филармонии. Она ведет активную концертную деятельность, выступая с сольными программами во многих городах страны.
Музыкальное образование певица получила в Ленинградской консерватории, где занималась по специальности у Т. А. Докукиной и в камерном классе у Т. С. Салтыковой. На сцене Оперной студии консерватории (оперный класс В. А. Чарушникова) Синицына спела Фраскиту в «Кармен» Бизе, Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта (дирижер М. Янсонс), Виолетту в «Травиате» Верди (дирижер В. Чернушенко), не раз успешно выступала на консерваторских конкурсах камерной музыки. Окончив консерваторию с отличием, Синицына вернулась в свой родной Владивосток в качестве солистки филармонии и преподавателя сольного пения Дальневосточного института искусств.
Лирико-колоратурное сопрано большого диапазона и красивого тембра, яркие сценические данные и артистизм позволяют певице обращаться к самому разнообразному репертуару. В свои концертные программы она включает оперные арии, песни народов мира, произведения зарубежных авторов (многие из которых поет на языке оригинала), русские народные песни, романсы русских и советских композиторов.
Постоянным партнером Ольги Синицыной является пианистка Галина Медвецкая, заслуженная артистка РСФСР, выпускница Ленинградской консерватории по классу профессора К. Г. Шмидт Ее профессионализм, стилистическая и ансамблевая культура позволили создать прекрасный камерный дуэт с певицей.
* * *
В своей известной работе «Русский романс XIX века» академик Б. В. Асафьев писал: «Музыка живет в быту. Композитор с яркой индивидуальностью, с одной стороны, ведет искусство вперед, предугадывая его развитие, с другой же — «отлагает» в своем творчестве то, что уже отстоялось. Но не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка. Она держится и существует ее звучанием (интонированием) во всех кругах общества и множеством «безымённых» ее сочинителей, отвечающих на потребности своего круга только тем, что они в своих произведениях «собирают» и фиксируют то, что нравится в данный момент данной среде».
Русский бытовой романс, весьма многочисленный по образцам и разнообразный по тематике, неизменно сохранял связь с домашним музицированием, с народной песней. Отсюда такие характерные его черты, как простота и широкая доступность для восприятия, а в лучших примерах — красота мелодий, правдивость поэтического чувства, особая задушевность, интимность выражения. Потому и по прошествии времени жанр этот не утратил своей притягательности для исполнителей и слушателей.
В XIX веке романсы писали не только профессиональные композиторы, но и масса музыкантов-любителей. Есть у этого жанра признанные классики — Булахов, Алябьев, Варламов, Гурилев, есть и менее известные и даже совсем безвестные авторы. Но «открытие» каждого забытого имени или произведения становится ценным дополнением в познании истории отечественной музыкальной культуры.
Программа данной пластинки включает именно такие малоизвестные образцы русского бытового романса.
Начиная с первых десятилетий прошлого века этот жанр получил особенно широкое распространение в музыкальной жизни Москвы, отличавшейся, в сравнении с Петербургом, гораздо большей демократичностью, близостью к народному искусству. Многолюдные народные гуляния в Сокольниках, на Пресненских прудах, в Марьиной роще, вечера многочисленных кружков и клубов, непременно включавшие разные формы музицирования, жизнь городских улиц, где звучала «народная песня в ее, так сказать, яви, в живых многообразнейших интонациях, да еще рядом с повсеместно звучащей напевной русской речью» (Асафьев),— такова была почва, питавшая сочинителей романсов, среди которых встречаются имена талантливых московских музыкантов.
Даниил Никитич Кашин (1770 — 1841) — выходец из крепостной среды, учился у итальянского композитора Дж. Сарти, работавшего тогда в России. Одним из первых русских музыкантов Кашин начал выступать в концертах как пианист и дирижер. В 1799 году, получив вольную, поселился в Москве, где вел музыкально-просветительскую работу в Московском университете и организовал «Музыкальный класс» с преподаванием вокала, игры на фортепиано и теории. Кашину принадлежат многочисленные обработки народных песен, неоднократно издававшиеся вплоть до нашего времени. И в этих обработках, и в собственных сочинениях автор сохранял стиль бытовой романсовой музыки.
Интересной фигурой был Александр Иванович Дюбюк (1812 — 1897) — блестящий пианист (ученик Дж. Филда), профессор Московской консерватории, участник знаменитого Артистического кружка, основанного А. Н. Островским. В его вокальных и фортепианных пьесах присутствуют характерные черты городского романса и крестьянской песни. Не случайно он часто обращался к стихам А. Кольцова и поэтов этого направления.
Современником и коллегой Дюбюка по Московской консерватории был Владимир Никитич Кашперов (1826 — 1894). В качестве вокального педагога и автора музыкальных произведений он снискал большой авторитет среди деятелей русской культуры. В круг его друзей входили Глинка, Даргомыжский, Одоевский, Огарев, Островский, Тургенев. Кашперову принадлежит около 30 романсов на стихи Пушкина, Батюшкова, Лермонтова и других русских поэтов.
Большой известностью пользовались в начале прошлого века романсы Н. С. и Н. А. Титовых. Двоюродные братья, представители знаменитой музыкальной семьи, они с юности находились на военной службе и музыкой занимались как любители, однако именно в этой области наиболее ярко проявилась их природная одаренность. Николай Сергеевич Титов (1798 — 1843), проживший всю жизнь в Москве, был широко образованным человеком. Наряду с музыкальными увлечениями, интересовался поэзией и, судя по его романсам, обладал превосходным поэтическим вкусом. Пример тому — его романсы на стихи А. Пушкина. Даром тонкого воплощения в музыке поэтической речи наделен был и Николай Алексеевич Титов (1800 — 1875) — автор прекрасных мелодичных романсов и ряда фортепианных пьес, имевших в свое время множество почитателей. Первые произведения Н. А. Титова, появившиеся в Петербурге еще в 20-х годах, уже носили явные черты напевно-сентиментального романсного стиля. Вероятно, потому он вошел в историю нашей вокальной музыки как «дедушка русского романса».
К композиторам петербургской школы принадлежали О. И. Дютш и С. И. Донауров.
Отто Иванович Дютш (1823—1863), по происхождению датчанин, получивший образование в Лейпцигской консерватории у Ф. Мендельсона, большую часть жизни провел в России. Он вел разнообразную музыкальную деятельность в качестве дирижера, хормейстера, профессора Петербургской консерватории, композитора. Перу Дютша принадлежат опера, музыка к драматическим спектаклям, симфонические произведения и около 70 романсов.
Сергея Ивановича Донаурова (1838 — 1897) называют последним представителем русского музыкального дилета нтизма (он служил по дипломатической части). Лучшие из 100 романсов, написанных Донауровым, свидетельствуют о его большом мелодическом даровании, чутком восприятии характерных интонаций и настроений русского демократического музыкального быта.
В конце 60-х годов стали известны романсы Виктора Никандровича Пасхалова (1841 — 1885). Получив образование в Парижской и Московской консерваториях (по композиции у Н. Г. Рубинштейна), он проявил себя как талантливый музыкант-просветитель, работая во многих городах России, особенно плодотворно— в Саратове и Казани. Находясь в 1872 году в Петербурге, был близок с балакиревским кружком «Могучая кучка», о его сочинениях с похвалой отзывались Стасов и Мусоргский. В романсах Пасхалова, написанных на стихи русских поэтов обращают на себя внимание демократичность и задушевность, искусное использование речевых интонаций, нередко сильное драматическое чувство.
Бытовой романс в России имел поистине неисчислимую аудиторию, и потому столь богата и многогранна его история. В этом жанре нашла отражение духовная жизнь нескольких поколений русского общества, целая эпоха отечественной культуры. Он и сегодня остается для нас живым свидетельством прошлого русского искусства и вместе с тем источником самого непосредственного, искреннего музыкального наслаждения.