Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
РАССКАЗ ДЕДА

Она выходит на эстраду не в эффектном концертном платье, а в строгом черном костюме, начинает говорить, и зритель сразу чувствует — своя. Своя — потому что говорит она о близком и понятном каждому.
В этих коротких рассказах — вся ее жизнь. Еще в детстве она мечтала стать писательницей, потом актрисой. Дома у них разыгрывали театральные шарады, и девочка изображала то Клеопатру, то дьячка. А потом стала настоящей актрисой. Актрисой МХАТа.
Воина застала театр в Минске. Два дня играли под бомбежками. До Москвы добирались как придется, но больше — пешком.
Эвакуация. Урал, деревня Баранниково. Актриса копала картошку, ухаживала за лошадьми, которые никак не слушались. Осенью надела сумку почтальона. Читала односельчанам фронтовые письма, писала ответы. Потом — снова театр, фронтовые концерты...
Какого она рассказала несколько эпизодов из жизни фронтовой концертной бригады. Слушающим понравилось. Артистка записала, потом к этим рассказам добавились новые. С тех пор она, по собственному выражению, не может остановиться...
То, что делает Елизавета Борисовна Ауэрбах, делает только она, и никто другой сделать именно это и именно так не может. Потому что она — индивидуальность, своеобразная, творческая.
«Автор и исполнитель коротких рассказов» — так пишется в афишах. Понятия эти, действительно, слились в ней в гармоническое единство. В ее рассказах нет ничего поражающего воображение. Кажется, что это непритязательные истории, незамысловатые случаи, бесчисленные встречи на жизненных дорогах — на фронте или на целине, в театре, колхозе или квартире. Такое на каждом шагу попадается и нам, но мы впопыхах, не замечая, проходим мимо, а она умеет не просто смотреть, а видеть.
Взгляд ее зорок. Но ума холодных наблюдений в рассказах не чувствуется. А вот доброе расположение к людям, улыбка — это есть. Юмор у нее везде, это ее настоящая стихия, блестки его даже в тех рассказах, которые задумчивы, которые с печалинкой. И горестные заметы сердца — это тоже есть. Сочетание мужественного приятия жизни со своим, личным, придает рассказам колорит своеобразного лиризма.
Ее новеллы просты и добры. И зритель чувствует это. У нее особый зритель. Он хорошо знает, что сегодня на сцене будет долгий и негромкий разговор о жизни, знает — и спешит в зал на встречу с умным, добрым человеком. Для актрисы важен даже не столько сам текст рассказа, сколько паузы, интонации, темп речи, отдельные акценты.
Елизавета Борисовна много ездит по стране, много видит, запоминает. Так рождаются новеллы.
...Не может быть таланта без большого сердца. У нее такое сердце — горячее, беспокойное, которое при виде чужих ран не остается равнодушным. Вот почему и зритель не бывает равнодушным, когда слышит слово актрисы.