ФРИДЕРИК ШОПЕН
Великий польский композитор Ф. Шопен родился 22 февраля 1810 года в местечке Желязова Воля близ Варшавы. В доме родителей Шопена часто звучала музыка, и мальчик с детства полюбил ее. С пяти лет он начал учиться игре на фортепьяно, а вскоре и сочинять небольшие пьесы. К этому времени семья Шопена переехала в Варшаву, и Фридерик стал заниматься с пианистом и композитором Войцехом Живным. В 1823 году мальчик поступил в лицей, а в 1826 году в Высшую музыкальную школу. Его учителем был видный польский музыкант, директор школы Юзеф Эльснер. Музыкальное образование Шопен закончил в 1829 году. К этому времени он создал ряд произведений, среди которых вариации на тему оперы «Дон-Жуан» Моцарта, Большая фантазия на польские темы. Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, несколько полонезов и мазурок, песни. Вскоре появляется и Второй фортепьянный концерт.
В этих произведениях уже отчетливо проявились черты, характерные для творчества композитора и в дальнейшем: преимущественно обращение к жанрам фортепьянной музыки, а главное — пристальное внимание к польскому народному творчеству, использование интонаций, а также танцевальных жанров, характерных для родного фольклора.
В 1830 году Шопен уехал за границу, а вскоре в Польше началось национально-освободительное движение. Композитор рвался вернуться на родину, чтобы принять участие в восстании, но отец и друзья доказали ему, что долг композитора — не рисковать жизнью, а служить отечеству своим искусством.
После недолгого пребывания в Вене, а затем Берлине Шопен поселился в Париже. 17 октября 1849 года он умер.
Несмотря на то что Шопен долгое время жил вдали от родины, все его творчество глубоко национально. Великий русский музыкант Антон Рубинштейн говорил, что творчество Шопена — это «эолова арфа польского восстания». Шуман называл мазурки Шопена «пушками. спрятанными в цветах».
В полонезах, торжественно-триумфальных или трагических, он отразил героическое прошлое Польши, независимой и могущественной, передал страдания родной земли. Мазурки Шопена — очаровательные картинки, «образки», как он сам их называл, рисующие то польскую деревню и народные праздники, то шляхетские балы; это — миниатюрные лирические поэмы, в которых истинно народный художник передает свою грусть и тоску по родине.
Значительное место в фортепьянной литературе занимают 2 тетради этюдов Шопена, которые являются глубоко художественными произведениями, воплощающими разнообразные настроения, картины, явления жизни (достаточно вспомнить «Революционный» этюд № 12).
Одним из первых композиторов обратился Шопен к жанру ноктюрна («ночной песни»), создав в нем замечательные образцы глубокой лирики, большое внимание уделял он вальсу. Вальсы Шопена — это пьесы, рисующие картины бала, передающие увлекательный полет танца. Композитор называет их «блестящими». Есть и вальсы, близкие по настроению мазуркам-поэмам, полные задумчивости, печали.
Впервые как самостоятельные пьесы в творчестве Шопена появляются скерцо — крупные концертные произведения с яркими, контрастными образами, драматическими и лирическими.
Со скерцо Шопена во многом сходны его баллады. В балладах драматические моменты жизни, контрастные образы и настроения передаются взволнованно-напряженным повествованием.
Еще один фортепьянный жанр, созданный композитором, — прелюдии. Бывшие раньше частью цикла (например. «Прелюдия и фуга»), у Шопена — это самостоятельные пьесы-миниатюры, отражающие самые разнообразные картины жизни, — от веселого грациозного танца (Прелюдия № 7) до траурного шествия (№ 20).
К крупным произведениям раннего периода наряду с концертами относятся сонаты Шопена. Среди них Вторая соната си-бемоль минор — одно из гениальнейших произведений композитора, глубоко трагическое. выражающее острейшие противоречия жизни.
Композитор умер на чужбине, но его сердце, сердце музыканта, прославившего свою родину, похоронено в Варшаве. Шопен — гордость польского народа и всего прогрессивного человечества. Его произведения звучат во всем мире, волнуют сердца миллионов людей.