Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
«Всенощная» для смешанного хора а cappella и двух солистов — тенора и альта — создана Рахманиновым в январе — феврале 1915 года, в пору полной зрелости и яркого цветения его замечательного таланта.
Музыка этого произведения — выражение высокого мастерства композитора в такой своеобразной области, как хоровое пение без сопровождения. Музыка «Всенощной» привлекает глубиной, вдохновенностью и тонкой поэтичностью.
Интерес и вкус к хоровым жанрам, несомненно, был привит композитору еще его учителем С. И. Танеевым. Как художник большой и самобытный, Рахманинов развивался, однако, и в этой области самостоятельно и своеобразно. Об этом свидетельствуют созданные до «Всенощной» вокально-симфонические произведения — кантата «Весна» и поэма «Колокола», а также «Три русские песни» для хора и оркестра, сочиненные через 13 лет после нее.
К 1915 году у композитора уже был опыт и в жанре чисто хоровой музыки без сопровождения. Еще летом 1893 года, через несколько месяцев после окончания консерватории, молодой музыкант сочинил хоровой (духовный) концерт, исполненный тогда же хором Синодального училища. В 1910 году он пишет «Литургию Иоанна Златоуста» — большое произведение для хора a cappella.
И «Литургия Иоанна Златоуста», и «Всенощная» были вызваны к жизни прежде всего тяготением Рахманинова к глубоко самобытному складу русской духовной музыки a cappella.
Духовная музыка в России имеет многовековые традиции. Эволюционируя от сурового унисонного хорового склада a cappella к развитому, тоже чисто вокальному многоголосию, от знаменитых роспевов XI — XII веков к сложной форме духовных концертов, она на протяжении столетий непрерывно и тесно взаимодействовала с народно-песенной культурой, обогащаясь ее достижениями и стилистическими особенностями. Мощная и животворная струя народного творчества, влившись в духовную музыку, сделала ее выражением русского национального характера. Вот почему многие передовые русские музыканты-классики проявляли к ней такой большой интерес. М. П. Мусоргский, используя жанровое своеобразие церковных напевов подчас в сатирическом обличительном плане, обращался к ним и для создания позитивных образов высоко этического значения для обрисовки русского национального характера. Достаточно вспомнить образ Досифея из оперы «Хованщина». Именно эта национальная сущность древнерусской традиции привлекла внимание Рахманинова к духовной музыке a cappella. Музыка исконной русской традиции была для Рахманинова не только средством выражения национального, но и гражданского, патриотического чувства. Известно, как многогранно представлена в музыке Рахманинова патриотическая тема Родины. Композитора постоянно влекли к себе эпические образы, воплощающие национальный характер в его древнем, отстоявшемся в веках виде. Интерес к ним сохранился на протяжении всего творчества композитора. Наряду с лирической темой и образами природы, стихия эпического, выраженная в характерной мелодике, воспроизводящей древнерусские церковные напевы, в «колокольности» образов заняла в музыке Рахманинова важное место.
Обратившись к традиционному типу духовной музыки, опираясь на исконные старинные ее формы, используя канонические тексты, Рахманинов в музыке «Всенощной» выходит далеко за пределы церковности. Он вкладывает в нее глубокое гуманистическое содержание, наполняет ее своим, чисто рахманиновским миром чувств. В различных по содержанию частях этого произведения воплощены и драматические, и жизнеутверждающие образы, выражается то глубокая скорбь, то светлая надежда и радость.
Во «Всенощной» запечатлены многие особенности древнерусского музыкального стиля. И они не сковали фантазии композитора, не обернулись стилизацией, а органично вошли в его музыкальный словарь. Рахманинов владел ими мастерски, с полной свободой.
Плавно, без широких интервальных ходов, движутся голоса диатонических мелодий, ограниченных сравнительно узким диапазоном. И в этом особая прелесть мелодического стиля этого произведения, выражающего сдержанность чувства, строгость и высокую чистоту помыслов.
Применяя традиционные многократные повторы одной и той же строфы — мелодии, композитор широко пользуется свойственным русской музыке приемом свободного мелодического варьирования голосов хора. Своеобразен и богат ладово-гармонический язык, опирающийся на особенности древнерусских напевов.
Несколько однотипный, внешне сдержанный ритмический рисунок поражает своим исключительным богатством и разнообразием.
Богатейшие возможности открывает Рахманинов в традиционном для русской музыки искусстве хора a cappella, в самом хоровом складе, в изобретательном сочетании друг с другом отдельных партий и голосов, ансамблевых групп, солистов и всего хора.
Исключительно интересна динамическая сторона этой музыки, ее агогика, нюансировка. Тонкая, детализированная, почти ювелирная, она усиливает впечатление, что музыка «живет» и «дышит», находится в непрерывном движении. К исполнителям она предъявляет требования большой свободы, непринужденности, а вместе и строгости, точности.
Все эти особенности в той или иной мере были уже усвоены Рахманиновым, жили в его музыке и до «Всенощной». Поэтому-то здесь использованы они так естественно и органично.
«Всенощная» состоит из 15 номеров. В основу некоторых положены древние роспевы — знаменные, киевские, греческие. Названия частей даны по первым словам текста.
Первое исполнение «Всенощной» состоялось в Москве в Большом зале Благородного собрания (теперь — Колонный зал Дома Союзов) 10 марта 1915 года. Исполнял Синодальный хор под управлением Н. М. Данилина и при участии артиста оперы Зимина С. П. Юдина.
• • •
Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор Александр Васильевич Свешников (р. 1890) — выдающийся советский хоровой дирижер. Обширные познания в области хоровой музыки, глубокое понимание национальных особенностей стиля, отточенное мастерство управления хором ставят его в ряды крупнейших представителей хорового искусства современности. Впитав лучшие традиции русской певческой школы, постоянно совершенствуя и открывая новые выразительные особенности звучания хора, А. В. Свешников создал советский стиль хорового исполнительства.
Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический русский хор СССР был основан А. В. Свешниковым в 1942 году и за свою 30-летнюю деятельность получил всемирное признание.
Репертуар хора чрезвычайно богат и разнообразен: от народных старинных песен до новых крупных сочинений советских композиторов, от хоровой музыки раннего европейского многоголосия до сложнейших партитур Стравинского и Онеггера.

На лицевой стороне альбома:
АРХАНГЕЛ (так называемый Златые власа) XII в. Русский музей, Ленинград Цветная съемка Э. Стейнерта. Оформление альбома А. Дьячкова